Перформанс “Прогулка с Дюшаном, или Рандеву”

Алевтина Кахидзе пишет эссе о своем перформансе “Прогулка с Дюшаном, или Рандеву”, который состоялся на 34й день выставки “Двойная игра” в рамках Первой Киевской международной биеннале современного искусства Арсенале 2012 и о перформансе без названия, придуманном Тиберием Сильваши и осуществленном в том же месте в последнюю неделю работы выставки. 

Не-перформанс - это не провал

С самого начала я знала, что реализовать перформанс в залах Арсенала будет не просто.  В перформансе должна была участвовать собака. Я несколько раз уточняла у куратора проекта: “Мы сможем зайти в залы? Моя собака весит 70 кг? Это большая собака!!!” Вопрос о собаке не вызывал опасений, не настораживал. Это значит, что у Александра Соловьева и его команды - нет боязни собак! Но охрана Арсенала... Как сказал Марко Стаменкович, сербский теоретик искусства: “They have another agenda!” Попросили надеть на собаку намордник, а иначе “нельзя”! Я отказалась, и мы ушли без возражений. Я не оспаривала то, что пространства больших художественных выставок, таких как биеннале, только отчасти принадлежат художникам и кураторам. Если собака была бы не “такой большой”, вероятно нам бы разрешили?! Все же пространства, такие как биеннале, принадлежат художникам и кураторам до какого-то предела... И этот предел - размер собаки? Но Марсель Дюшан - это большая фигура в искусстве! Размер моей собаки, названной в его честь, уместен... А то, что мы не смогли войти в залы Арсенала – это не провал, а подтверждением того, что боязнь собак существует... Поэтому намордник - это предсказуемый сценарий. Но как изменить этот сценарий?!

Тело перформера

Для перформанса каждый элемент важен: намордник на собаке, названной в честь французско-американского художника Марселя Дюшана, с которым прогуливается художница по выставке современного искусства в 2012 году... Нет, не те ассоциации я хотела предложить зрителю. Поэтому мы ушли. А вернулись через месяц...

Как не давать фобиям ход

Так как аргументом охранной службы было: “Там (на Арсенале), же люди!”, значит, единственное решение –  реализовать перформанс в нерабочее время выставки, пригласив таких зрителей, которые чувствуют себя комфортно и естественно рядом с собакой! Или тех, кто хотел бы такого опыта! Так мы изменили “тот” сценарий. Зрители были проинформированы о том, что в залах собака - у них был выбор принимать участие в перформансе “Прогулка с Дюшаном, или Рандеву” или не принимать... Это подчеркнуло идею перформанса, самую главную: настоящее и будущее за зрителем. Не за художником, а за зрителем! Речь идет о зрителе, у которого талант смотреть, и о таком, кто готов сам нести ответственность - принимать участие в перформансе или нет, например...

Открытые двери

Я бы приписала к достижениям Арсенале 2012, как охранники открывали нам двери, мне и Дюшану, собаке 70-ти кг без намордника! С нами было зрителей тридцать, не меньше… Мы все вошли в залы. Большая собака - метафора непредсказуемого и опасности?! Допустим. Созвучно ли это с Дюшаном, художником? Да! Работа М. Дюшана “Фонтан”-  непредсказуемое событие в 1917 году, а письмо М. Дюшана «Where do we go from where?» с призывом к художникам продавать работы по одной условленной цене, датированное «1960 г. Филадельфия» до сих пор представляет опасность для художественного рынка.

 

Тело перформанса

В залах Арсенала мы с Дюшаном были странной парой. По выставке современного искусства мы с ним никогда не прогуливались. Для него это место оказалось шумным: видео и инсталляции со звуком, необычный свет... Я знала, что у Дюшана будет поджат хвост - мой костюм работал. Но есть ли зрители на Арсенале, такие как Дюшан, которые в первый раз..? Предостаточно... По хвостам их не определить. Итак, я вела Дюшана... Мы подходили к каждой работе: я смотрела, нюхала (если требовалось), слушала, читала названия работ и субтитры к видео, чтобы добраться до смысла… И зрителям перформанса приходилось делать тоже самое? Некоторым становилось скучно, но они не покидали нас, пока мы не продвигались к следующей работе. Вела ли я зрителей, как Дюшана? И да, и нет. Иногда, мне казалось, что Дюшан вел меня, всех нас... У него запросто выходило смотреть на художественные работы в состоянии “эстетической амнезии”, к которой стремился художник Марсель Дюшан...

Про невербальное

Я ощущала атмосферу перформанса как фееричную. Возможно, она было такой только для меня... И фатальная встреча с двумя работами случилась – влюбленность с первого взгляда. Три работы всего лишь заинтересовали: я продолжаю думать о них. Быть зрителем - это процесс во времени. Быть зрителем - это искусство.

П.С.: Остались фотографии перформанса, выглядят как открытки на память, но могут стать предметом для разговора... Быть зрителем - это процесс во времени. Быть зрителем - это искусство.

Но был еще один перформанс в залах Арсенале 2012, довольно сходный... Спустя некоторое время. Художник и художница (Тиберий Сильваши и Алевтина Кахидзе) при входе в залы Арсенале разошлись в разные стороны, чтобы встретиться (залы Арсенале расположены по кругу). Скорость движения каждого зависела от восприятия работ. Они были прежде всего зрителями. Скорость движения не значила ничего и значила многое. Они встретились, дальше пошли вместе... Художник сказал художнице: “Мы сделали "это" тоньше, чем в перформансе "Прогулка с Дюшаном, или Рандеву!" Потому что не было зрителей? Потому они знали, что нет зрителей и не будет? Они были зрителями без зрителей. Они были просто зрителями. Быть зрителем - это искусство.

Больше информации о фотографиях-открытках здесь