Первый выпуск НХШ. Мнения экспертов

24 июня в Центре современного искусства М17 состоялась закрытая презентация финальных проектов участников Новой художественной школы: медиа-арт для практиков. НХШ - инновационная программа для современных художников, запущенная образовательной организацией Натальи Жеваго Культурный Проект весной 2013 года. Обучение проходило в формате ежемесячных 4-дневных блоков с марта по июнь 2013 года. Каждый блок имел 2 части - теоретическую с лекциями и практическую с воркшопами, мастер-классами, обязательными домашними заданиями и презентацией финального проекта каждого участника. Лекционная часть была открыта для широкой аудитории по предварительной регистрации на сайте НХШ. Практическая часть предназначена для отобранных на конкурсной основе 25-30 участников со всей Украины.



Свои проекты участники НХШ представили многочисленной экспертной комиссии, члены которой активно обсуждали работы в процессе презентации, после чего в индивидуальных формах выставили оценки. Согласно решениям экспертов, впоследствии некоторые из художников получат дипломы. В комментариях ART UKRAINE эксперты, принявшие наиболее активное участие в дискуссии, говорят об уместности НХШ в образовательном поле Украины, а также о своих впечатлениях от увиденных работ.

 

Наталья Жеваго, Культурный Проект, и Ольга Балашова, медиа-теоретик, преподаватель, Киев


Наталья Жеваго

 У меня есть несколько позиций: как эксперта, как автора идеи школы медиа-арта и как человека, очень сопереживающего ребятам. Эти три позиции кардинально разным образом оценивают проект на выходе. С позиции сочувствия и любви к тем личностям, которых я узнала во время проекта - я рада что они старательно преодолели весь путь, пытались расширить свои границы. Относительно учебного процесса - он должен быть изменён. Уже очевидно, что времени было недостаточно: ребятам нужно было время, чтобы сгенерировать идею, прожить её, эволюционировать с нею, а затем - визуализировать и представить для комиссии. Здесь я несколько разочарована, но я понимаю нашу организационную ошибку. Я ожидала, что идейная составляющая проектов будет богаче, а результат технических занятий будет заметнее. Мне кажется, художники ещё дозреют. Если говорить в целом о проекте: я рада, что школа состоялась, первый опыт получен, есть обратная связь. Результат нельзя оценить как хороший или плохой - он адекватен тому, что мы создавали. Я буду думать над тем, как изменить процесс, для того чтоб изменить результат.

 


 

Янина Пруденко, куратор Новой художественной школы, медиа-теоретик, Киев


Янина Пруденко

Проекты были во многом ожидаемы, потому что я наблюдала развитие ребят во время учёбы в НХШ: видела все домашние задания, слышала мнения экспертов - неожиданностей нет. Судя по количеству заявок, которые мы получили от желающих учиться в НХШ, можем сделать однозначный вывод - такой проект в Украине нужен. Есть люди, которым медиа-искусство действительно интересно и кроме как в НХШ, они бы не смогли нигде почерпнуть соответствующие знания. Разве что получить образование онлайн, что требует определённой степени усидчивости и не предполагает опыта живого общения со специалистом. Школа предлагает условия для работы “здесь и сейчас”. Не мне оценивать, насколько был удачным этот проект. Но я очень вдохновлена работой над ним и болею за каждого из ребят.

 

Дмитрий Булатов, эксперт в области science-art, куратор калининградского филиала Государственного центра современного искусства, Россия

 

Дмитрий Булатов

Насколько я знаю, в Украине начался этап запуска мастер-классов, методик передачи знания не только посредством лекций, но и посредством рукоделия. Насколько я могу судить по международной ситуации, такой способ передачи знаний сейчас является превалирующим: приглашаются художники и мастера по самым разным темам - биологи, нанотехнологи, робототехники, 3D-мастеры - и каждый посредством вовлечения всех участников в процесс передаёт знания о деконструкции и реконструкции окружающей обстановки и среды. Это даёт человеку возможность выстраивать свою идентичность и оставаться не в заложниках у окружающего мира, а изменять его активным образом. Мне такой подход очень нравится, и если почин НХШ будет продолжаться - я только порадуюсь. Я бы порекомендовал для одного из следующих наборов школы пригласить в качестве студентов не художников, а медиков, физиков, биологов, IT-шников - людей, оперирующих совсем не художественными методами. С моей точки зрения, это был бы интересный образовательный эксперимент: каждому из участников ставить неиспользование художественных практик обязательным условием. Сейчас очень важно расшатывать принятые образы визуализации - этот этап нужно прожить, избавиться от него. В западных странах происходит отказ от конвенциональных способов визуализации данных - это обновляет принятую нами способность видеть окружающий мир.

 


 

Юрий Костенко, Front Pictures, Киев


Юрий Костенко

Впечатление от проекта очень хорошее: много участников, проекты разные - и сильные, и откровенно слабые. Впервые в Украине людей собрали вместе, провели через процедуру обучения - это интересный опыт. Сейчас ещё рано делать оценки, будет хорошо, если из всех участников на выходе получится 10-20 процентов художников. Уровень лучших из показанных сегодня работ уже адекватен мировому контексту. Очень сложно оценивать результат по прошествии всего лишь четырёх месяцев. Пока ещё не очень заметно, что участники восприняли пропаганду использования цифровых технологий в искусстве. Видимо, это проявится позднее, что нормально и говорит о правильном выборе участников - тех, кого нужно учить. Круто, что появилась такая школа, что она бесплатная, что позволила участникам увидеть реальных специалистов. Эксперты сошлись на мнении, что в НХШ рождается много идей и перспектив на будущее.

 

Юрий Кручак, медиа-художник, Киев

 

Юрий Кручак

 Есть серия проектов, которые действительно необходимо реализовывать. В частности проект Дениса Коина интересен с художественной и социальной точки зрения и затрагивает много проблем. В общем: опыт НХШ достаточно необычный и удачный. Школу нужно развивать, чтобы она носила регулярный характер: собирать ребят со всей Украины, приглашать экспертов, давать представление о происходящем в современном искусстве.

 

Ирина Соловей, BIG IDEA, Киев


Ирина Соловей

Создаётся впечатление, что творчество очень тесно связано с визуальным искусством в классическом понимании, и нам сложно помыслить творческие усилия в других областях. Поэтому проект НХШ очень уместен: он позволяет расширить понятие творчества. Всё же интересно, какую задачу для себя ставила школа: появление новых художников или оснащение состоявшихся художников новыми инструментами. Надеюсь, что художники в будущем смогут преодолеть привязанность к экрану, если это произойдёт - мы получим виток новых интересных проектов.

 

Оля Балашова, медиа-теоретик, преподаватель

 

Оля Балашова

Это бесконечно нужный проект, который появился очень вовремя, параллельно с несколькими другими образовательными программами. Это говорит о том, что назрела необходимость альтернативного образования художников. НХШ пытается заполнить нишу медиа-искусства, которая сегодня никем не закрыта. Увиденное мною сегодня говорит об общем уровне представления ситуации художниками. Уверена, на входе этот уровень был гораздо ниже. Результат, конечно, неудовлетворителен с точки зрения мировых процессов. Но в контексте нынешней ситуации в Украине - очень хороший. Есть несколько проектов, которые уже можно смело реализовывать и при серьёзном вмешательстве куратора все эти художники могут достойно выглядеть.

 

Людмила Моцюк, куратор MEDIAARTLAB, Киев

 

Людмила Моцюк

Я считаю, что это очень правильная и полезная инициатива. Ценность этого проекта в том импульсе, который он даёт тем, кто интересуется медиа-искусством и хочет развиваться дальше. Я думаю, что в будущем мы будем сотрудничать с Культурным Проектом по внедрению представленных выпускниками НХШ работ, поскольку на данном этапе мы имеем только разработки. В Украине нет профессионального образования ни в области фотографии, ни в области видео, ни тем более инсталляций или интерактивных работ и новых технологий. Единственная возможная форма обучения - создание когорты художников, которые будут развивать искусство будущего.

 

Презентация финальных проектов участников НХШ

 

Фото: Дарина Дейнеко-Казьмирук