Питер Корнелис Мондриан. Одиночество острого угла

XIX век, как школьный учитель, мягок и размерен, и к этой профессии готовили Питера Корнелиса отец и дядя, старшие наставники, а сам художник выбрал себе судьбу Пита Мондриана и под этим именем вошел в XX век. Сохраняя «пластичность» ушедшей эпохи, он предложил новому на иных началах построенную гармонию, и этот оригинальный стиль получил название «неопластицизм». О художнике и его стиле далее в Art Ukraine.


Питер Корнелис (1872-1944) – художник, сформулировавший идеал самодостаточности: разной толщины черные линии, никогда не располагаемые по диагонали, внутри залиты желтым, красным или синим. Почему художник геометрию своих цветных панно определяет только прямой линией? В ней виден баланс. Острый угол выражает зажатость, несамодостаточность, а тупой – потребность в общении, что также нарушает равновесие.

 

Стиль, более известный под именем или псевдонимом своего создателя, а на самом деле «неопластицизм», представляет собой нечто среднее между внешне яркими выкладками Малевича и утилитарными цветными квадратами Кандинского, а с легкой руки Ив Сен Лорана Мондриана буквально разобрали на цитаты. Он пришелся к настроению 60-х, времени людей, искавших для душевной гармонии другую неконсервативную опору.

Питер Корнелис Мондриан  "Красное дерево" (1908-1910)

 

Двадцатилетний школьный учитель, таким он увидел себя на рубеже XX века, был прихожанином сельской церкви. Париж изменит его. Самодостаточность – это вертикальная линия, которая проходит ровно посередине. Ив Сен Лоран одевает в созданный им элегантный стиль по лекалам Пита Мондриана худеньких девочек с мальчишеской стрижкой, в Лондоне появляется модель Твигги, а еще ранее похожий образ выводит на экраны Франсуа Трюффо.

 

Человек уходит из-под влияния Бога

И традиций. Не впервые, но, кажется, что окончательно. И обращается к внутреннему стержню. Теперь электричество побежит по нему. Мы, если так можно выразиться, сами становимся приёмниками божественного импульса. Питер Корнелис, родившийся в ничем не примечательном городе Голландии Амерсдорфе, почти одновременно с паровым отоплением, находит новое выражение идеи поиска гармонии, адекватное характеру XX века.

Питер Корнелис Мондриан  "Сельская церковь" (1898)

 

У Питера Корнелиса много схематичных рисунков, но есть и необычайно точные, как «Сельская церковь». В ней и магический реализм, и симметрия шпиля, как упорядоченность жизни под оранжевыми выцветшими крышами. Сухие скрещенные ветви с отсутствием листвы, намек на позднюю осень, заставляют зрителя смотреть на протестантскую кирху с той стороны жизни, где от человека секретов нет, где всё воспринимается панорамно.

 

И либо наступает, либо не наступает абсолютная гармония. Какая восторженность в холодном величии шпиля и самоуверенность того, кто протоптал две тропинки! Если присмотреться, у кустарника видны птицы, человек движется по перспективе схождения тропинок, а птица – от кустарника к шпилю, и эта диагональ для человека закрыта. Если выбирать с чего, с какого холста говорить о Питере Корнелисе, пожалуй, «Сельская церковь» подходит идеально.

Питер Корнелис Мондриан "Автопортрет" (1918)

 

Мир представлен нам в деталях

Он в объеме не виден или виден уже, когда проходит время. Нельзя любить и строить «целое», не заботясь о «частном». Питер Корнелис родился в протестантской среде в семье кальвинистов, где все было пронизано подобного рода вопросами, и нет ничего противоестественного в том, что теософский поиск истины или баланса художник вкладывает в созданный им стиль. Лютеране, они бросают вызов, и у них внутри – пламенный взрыв.

 

Кальвинизм мягче и нетерпимости в нем меньше. Принципиальность вопрос имеет только в том аспекте, чтобы объяснять – как случилось, что бедная семья отца поддерживает Питера в его решимости идти учиться в Академию живописи. Он как бы хоронит прошлое и задает тон новому общению: из грузных тягучих мелодий Баха его творчество преображается в пёструю мозаику. Не каждому художнику дано подобное осознание собственной значимости.

Питер Корнелис Мондриан "Автопортрет" (1930)

 

Как Мондриан выдерживает строгость линий на холсте, так Корнелис подводит черту под определенным жизненным этапом. Он, очевидно, чувствовал это проникавшее в его душу пламя и сумел выразить его в обгоревшем дереве. У него и набожность имеет огненный отлив девичьих волос – рыжий; крупные капли, словно огнем подогреваемый лак, – трещины. Корнелис видит в ветвях трещины. И уже в острие шпиля есть его взгляд на самого себя.

 

Искомое счастье самодостаточности 

И именно сухие ветви воспринимаются настоящими и в них – остывший внутренний огонь той церкви, что гасит в человеке индивидуальность. Начинавшийся в пейзажах и искавший глубину увлечения человека теми обстоятельствами жизни, или холодности к ним, в которых он родился, Корнелис вполоборота, как на его автопортрете 1918 года, ухитряется расстаться с устаревшими представлениями о норме. Можно себе представить, как молния бьет в шпиль.

Питер Корнелис Мондриан  "Автопортрет" (1900

 

Париж открывает перед ним смысл бесполезной красоты. И художник перестает называть или скрывать её под видовыми пейзажами, когда можно назвать проще: «Композиция с серым и светло-коричневым». Корнелис уже не как школьный учитель – как художник Пит Мондриан со своими устоявшимися взглядами совершает открытие, недоступное даже глазу Малевича – прямая линия самодостаточна. Об этом следует догадываться, изучая его цветные панно.

 

Он её искал, и он её нашел, философию «внутреннего огня», а мир парижской моды находит возможность еще при жизни художника тиражировать эту философию самодостаточности, чтобы она воспринималась, как в былые времена «Воспитание чувств» Флобера. Ни академия, ни провинциальная жизнь не помешали художнику найти свой изысканный стиль. Мечты о славе, можно считать, удовлетворены... если бы художника это интересовало.

Питер Корнелис Мондриан  "Набожность" (1908)

 

Пит Мондриан, скорее, мечтал выйти на высокий уровень обобщений. Следует сказать: «И это ему удалось», он сумел художественно представить то, что пришлось по вкусу Ив Сен Лорану, человеку, благодаря которому теперь то, что стильно – имеет перспективы, а то, что не стильно – это ветошь, прошлый век, – то, как по-другому теперь выглядит его поднявшая к цветку глаза девочка с оранжевыми волосами. По Мондриану – это «Passion Flower», цветок страсти.

 

Автор: Даниил Каплан