Посвящение Саше Праховой. Послесловие

Ту ПЕЧАЛЬ, которая переполнила всех, кто любит Сашу Прахову, 12 мая 2011 года – с того самого злосчастного дня, когда она неожиданно для её близких (уверена, и для неё самой) очутилась в реанимации Александровской (бывшей Октябрьской) больницы вместо открытия роскошной выставки «Fine Art» в Мистецьком Арсенале, где её ожидали коллеги и подруги, -- не выразить никакими словами.

То ГОРЕ, которым все мы, ценившие творческий и человеческий дар Саши, захлебываемся после её ухода из жизни 20 мая 2011 года, -- бездонно и бескрайне.


От нас ушла совершенно неповторимая, особенная, неординарная ЛИЧНОСТЬ, талантливый украинский художник, удивлявший в течении 40 лет многогранным дарованием мастера, необычного в своих контрастных, порой полярных проявлениях в Высоком искусстве. Без сомнения, оригинальное творчество Саши Праховой неотделимо от истории триумфального взлета украинской графики рубежа столетий и тысячелетий. Поэтому кончина Саши Праховой – это не только удар по её многочисленным друзьям, но и неоценимая утрата для всего украинского искусства.

Мы навсегда простились с уникальной женщиной – креативной, шармантной, мудрой, красивой душою, светлой, доброжелательной, но при этом волевой, мужественной, смелой, способной на жертвенность не только в искусстве, без которого она не могла дышать, но и на самопожертвование в семье: она была образцовой мамой, женой, дочерью, бабушкой, другом…

Мы с горечью попрощались с коренной киевлянкой, представительницей истинной киевской интеллигенции («уходящей натурой»), прямым потомком и достойной наследницей древнего рода Праховых, прославившего Киев на века, с продолжательницей лучших традиций семьи, которая преданно служила КУЛЬТУРЕ в нескольких поколениях.

Благодаря Саше и для нас, её друзей, не обрывалась зыбкая для наших дней «связь времен» -- «ниточка», соединявшая с тем чудесным старинным ностальгическим Городом, некогда известным своими высокими культурными традициями, по которому мы все так тоскуем. Саша абсолютно соответствовала рангу своей замечательной фамилии, и в нашей памяти она, как и её несравненные предки, также останется живой киевской легендой.

Прахова Саша прожила яркую, хотя, как оказалось, короткую жизнь.

Аличка, так её называли в детстве, родилась в 1950 году в доме своих знаменитых бабушки и дедушки – Николая (Адриановича) Прахова и Анны Крюгер-Праховой – на ул. Большой Житомирской 40/2 – в одном из красивейших киевских доходных домов в стиле «рационального модерна»  (построен в 1912 г), где она прожила всё своё детство (до 12 лет).

В ту квартиру на целый этаж, где была возможность обустроить просторную творческую мастерскую в 40 кв.м, чета Праховых со своими шестью детьми, в том числе и сыном Николаем – будущим отцом Саши – вселилась еще в 1913 году. Тогда ежедневно слух жителей дома ласкало мелодичное звучание малых и больших колоколов Сретенской церкви, сооруженной в сер. ХІХ ст. Она возвышалась на Сенной (ныне Львовской) площади своими дивными куполами, которые чудодейственно «плакали» подобно иконам, возможно предчувствуя своё варварское уничтожение большевиками в 1930-х годах.

Вскоре после революции эта квартира превратилась в «коммуналку», где кроме соседей остались проживать 10 членов «уплотненной» семьи Праховых – тети, дяди, двоюродные братья и сестры, с которыми росла Аличка.

Казалось, в такой семье Саша от рождения была «обречена» стать художником. Но интересный факт: среди многочисленных детей и внуков Праховых только Саша – по-сути единственная, унаследовала Божий художественный дар, достойный этой Великой семьи. Все, впоследствии стали преимущественно «технарями» и гуманитариями, как и её отец – Николай Николаевич Прахов, известный украинский ученый в области географической ботаники, ушедший из жизни в 63 года (в 1971) от того же заболевания, что и дочь – кровоизлияния в мозг.

Сашина мама – Эра Бондаренко была агрономом и работала в розарии Центрального ботанического сада НАН Украины, где и познакомилась со своим будущим мужем, на 20 лет её старше. Маленькой девочкой Саша долго верила рассказам родителей о том, что её нашли в палеантовых розочках киевского Ботсада.

Как творец Саша формировалась с малолетства – абсолютно естественно, неосознанно, невольно, так как львиную часть своего детства провела в мастерской старых Праховых. Непревзойденная в живописи Анна Крюгер-Прахова давала ей первые уроки мастерства: они вместе много рисовали. До 12 лет она прослушала весь курс лекций по истории искусств Николая Прахова, некогда бравшего уроки живописи у М. Нестерова, В. Васнецова, М. Врубеля. Имея за плечами 80 лет, профессор Киевского художественного института Н. Прахов читал лекции своим студентам прямо в мастерской. Саша изучила с дедом все фолианты по искусству, привезенные им до революции из разных музеев Европы.

До 9-го класса Саша училась в украинско-английской школе №92 – излюбленной в кругах национально-настроенной интеллигенции Киева, затем – в Республиканской художественной школе, которую считала своим отчим домом, а соучеников и педагогов – своей семьей.

В 1975 году Прахова успешно закончила Киевский государственный художественный институт, где благодаря таким великим педагогам, как Василий Касиян, Василий Чебаник, Елена Яблонская, овладела всеми секретами и «пассажами» графического искусства, сродни беглой технике пианиста.

В 1970-1980-х она становится одним из самых успешных в Украине мастеров детской книжной иллюстрации, а в 1990-2000-х годах – убедительно демонстрирует свою универсальность в искусстве, мастерски работая как в станковой графике, так и в живописи, в самых разных формах визуального искусства.

В 1998-2004 годах она зарекомендовала себя блестящим галеристом, когда взяла на себя груз функций арт-директора галереи «Университет» при Киевском государственном университете имени Тараса Шевченко, где когда-то преподавали её легендарный прадед Адриан Прахов и её отец Николай Прахов – в том самом главном корпусе, стены которого окрашены темно-красным, а чугунные базы и капители колонн – черным, что соответствовало цветам ленты ордена Св. Владимира (1782). Символично, что девиз этого ордена «Польза, честь и слава» являлся девизом Киевского университета Св. Владимира. Саша осуществила в университетской галерее более 70 блестящих арт-проектов, восхищавших студентов и преподавателей, коллег и друзей, доказывая, что наряду с серьезным занятием творчеством, можно плодотворно заниматься и галерейной деятельностью.

Саша со студенческой поры много и вдохновенно работала творчески, оправдав все свои гранты и награды: грант концерна «Митцубиси» (Япония), грант от Центра Современного искусства Сороса, почетная Большая медаль Международной выставки графики «Импреза» (Ивано-Франковск), премия выставки «Выдающиеся украинские художницы» (Киев), премия Международной выставки плаката и эстампа «4-й Блок» (Харьков).

Признание таланта художницы заключается и в большом числе музейных и галерейных коллекций Украины, России, Японии, США, Германии, Франции, где хранятся её произведения.

Да, Саша была труженицей и жизнелюбом – в самом добром значении этого слова. Её мощная «по-кончаловски» и «по-машковски» живопись последних лет – блестящее проявление её безмерной влюбленности в жизнь. И, казалось, все ей – внешне сдержанной, но энергичной и темпераментной – давалось легко, ненатужно, без титанических усилий. Но мы ясно осознавали, что Саша Прахова – настоящий титан – творящий, созидающий, а также стимулирующий творчество бесчисленных учеников своей частной – квартирной студии, а также художественной студии Музея современного искусства Украины на улице Глыбочицкой, где она преподавала весь последний год.

Она была и подлинной «кариатидой», удерживающей на себе свой дом, в котором все непростые жизненно важные и сложные проблемы, решала именно она.

В минувшем 2010 году 13 мая Саше исполнилось 60 лет. Она удивительно скромно отпраздновала свой юбилей – без помпы, без государственных наград и почетных званий, которых она давно заслуживала больше других. Хотя неизменной наградой была и есть безграничная любовь к ней её коллег, учеников, подруг и, наконец, поклонников её таланта.

А через 10 дней – на Троицу – 23 мая 2010 г. умер её муж – Гена Гончаров, одаренный художник, с которым её связывали 37 лет совместной жизни. У его гроба Саша говорила о нем пронзительно, поражая нас своим мужеством, на которое была способна только она. Особенно сразили её слова: «Уверена, у Геника начинается новая чудесная жизнь. Вероятно, Господу понадобилось расписывать небесные своды, и он призвал Гончарова, ибо ему это дано лучше других…»

Саша говорила об этом с верой. Поверим же и мы, что Господу пришлись по-душе её райской красоты картины маслом, написанные могучей жизнерадостной кистью, и он призвал Прахову живописать ТАМ райские кущи, цветы, плоды. И пусть это послужит нам всем утешением в горе потери художника и друга. Как и умиротворенность её, не побоюсь сказать, лика с особенно поразительным сходством с её прабабушкой Эмилией Львовной (вдохновлявшей Врубеля в написании иконы Богоматери в Кирилловской церкви) во время отпевания «рабы Божьей Александры» во Владимирском соборе, священнослужители которого ежедневно молятся о её прадеде – Адриане Прахове, возглавлявшем строительство и работы по декоративному убранству этого любимого киевлянами храма в 1885-1996 годах.

Сашенька, мы всегда будем тебя любить.

Мир праху твоему, Прахова Александра!

 

Зоя Чегусова

Заслуженный деятель искусств Украины