Проект Арсенала The Show Within The Show: Комментарий куратора

Сегодня в рамках Международного года Уильяма Шекспира в Мыстецком Арсенале открылся проект The Show Within The Show. Александр Соловьев, один из кураторов выставки, подробно рассказал ART UKRAINE о концепции нового проекта и представленных в его рамках работах.

 

Инициатива создания этой выставки исходит от Британского совета, который предложил привезти в Киев шекспировкий «Глобус». Мы же в режиме флешмоба создали визульную составляющую проекта, такое шоу внутри шоу, но не в качестве иллюстрации или дополнения — эта междисциплинарная выставка органично вплетена в единую синтетическую картину. В программе - и наше современное искусство, и украинские театры, и дискуссинонная площадка, в рамках которой будут выступать литературоведы, и многое другое.

Посмотрев на представленные работы, связанные с моментами современной истории, становится очевидно, что они явно не относятся к спокойному и умиротворенному золотому веку.

 

Монтаж выставки

 

Сегодня украинское общество переживает большие потрясения, поэтому вечные шекспировские вопросы очень созвучны нашей реальности и, безусловно, находят здесь отклик. Грубо говоря, в сегодняшней действительности органично переплелись театры Шекспира, Ионеско и Антонена Арто.

 

Мы поделили выставку на несколько зон: «Перевоплощение»,  «Театр историй» и зона мультимедиа, которая расположилась в центральной части нефа. Венчает же всю экспозицию сцена, которая станет средоточием коммуникации.

 

В зоне «Перевоплощение» мы собрали в основном молодых авторов, которые, работая в публичном пространстве, связаны с мейнстримом современного искусства — стрит-артом.

 

Они создавали свои работы специально для этого проекта в режиме work in progress: здесь apl315, Франсуаза Оз, Psyfox с типичным примером вторжения современного искусства в классическое, мурал Михалыча в стилистике комиксов, ироничная видео-анимация группы Tenpoint и Гамлет с ключевой работой этой зоны — огромным коллажем из фотографий. Также в этой части выставки группа Йод сделала объект, который, разделяя пространство, создает определенные преграды для зрителя и вообще несет в себе некий элемент абсурда.

 

Монтаж выставки. Работа Гамлета

 

Стоит отметить, что художники, представленные в зоне «Перевоплощение», в основном выступают под масками-никами — у каждого из них есть творческий псевдоним.

 

Я это объясняю тем, что молодое поколение, которое появилось в 2000-х и продолжает приходить сейчас,  меньше думает о своем эго и действительно может раствориться под маской. Эти художники тяготеют к коллективным образованиям и сообществам и интересуются не тишью мастерской, а шумом улиц. Также на них сильно повлияла эпоха медиа и технологических возможностей, делая характерной чертой их творчества моментальную фиксацию документа.

 

Инсталляция группы Йод

 

Вторая зона проекта под названием «Театр историй» собрала в себе художников старшего поколения, которые скорее тяготеют к творческому индивидуализму, интересуясь вопросами самого искусства.

В этом зале отчетливо виден акцент на живописи, хотя здесь и висит новая фото-серия Арсена Савадова. Представленные живописные работы рассказывают различные истории: личные, экзистенциальные, общественные. Также в экспозиции много ссылок на актуальные события: например, пророческая серия мастера перевоплощений Мамышева-Монро 'STARZ', на которой художник под масками различных исторических персонажей позирует на Красной площади, или абстрактная серия Тиберия Сильваши, которая представляет собой живописные черные квадраты из актуализировавшегося в последние месяцы материала ­— смолы. Кстати, Мирослав Вайда создал объект при помощи отпечатков шин, что в контексте недавних событий также является определенным символом и перекликается с работой Сильваши.

 

А вот картина Александра Ройтбурда с довольно отвлеченным названием «Путь в Эммаус» по духу очень шекспировская — художник цитирует классика Сурборана, а поверх использует экспрессивное письмо.

Очень неслучайно на выставке представлен ванитас – жанр живописи, напоминающий о скоротечности жизни и неизбежности смерти. Также в экспозиции есть лирические произведения – например, картина Владимира Кожухаря, которая пусть не напрямую, но отсылает к теме любви.

 

Что касается зоны мультимедиа, то ее центральной работой является видео Савадова и Сенченко «Голоса любви», снятое в 1994 году и показанноев рамках проекта Марты Кузьмы «Алхимическая капитуляция».

Напротив него демонстрируются артист-буки Ирины Озаринской, а также серия Оксаны Чепелик «Коллайдер», в рамках которой видео является как документом, так и образным обобщением. Также стоит обратить внимание на работу Сергея Попова, который на фоне интерьеров Межигорья читает свой текст «Общество», Станислава Волязловского с подчеркнуто-абсурдным произведением «Черноморская трагедия», а также Семена Храмцова со злободневной работой (хотя она была создана три года назад) «Прапори».

 

Все эти произведения – наложение на события последних месяцев, в которых было все: и шекспировская трагедия, и фарс, и вечные вопросы.

 

 

Александр Соловьев