"Арт Москва 2010" в деталях

C 22 по 26 сентября в московском Центральном доме художника (Крымский вал, 10) состоится XIV Международная ярмарка современного искусства «Арт Москва». Традиционно она проводилась в конце мая, однако в прошлом году организаторы из-за кризиса передвинули её на сентябрь. Официальная версия гласит, что сделан это было ради удобства кураторов, галеристов, критиков и художников, готовившихся массово посетить столицу РФ в октябре 2009 года ради Третьей московской биеннале современного искусства. Действительно, удобно: как только «Арт Москва» закончилась, переезжай на противоположную сторону Садового кольца, в Центр современной культуры «Гараж» - и ты уже на биеннале. Хотя московской публике за прошлую осень актуальное искусство в таком объёме порядком приелось. Следующая биеннале с новым куратором (экс-директора Центра Помпиду Жана-Юбера Мартена сменили на теоретика медиаискусства немца Петера Вайбеля) состоится лишь в 2011 году, а Первый московский международный фестиваль перформанса, который проходит сейчас в «Гараже», недостаточно раскрученное мероприятие, чтобы прозвучать на одном уровне с «Арт Москвой». Так что основное внимание ценителей актуального искусства в этом году будет сконцентрировано в ЦДХ, обставленном по вкусу председателя экспертного совета «Арт Москвы» Айдан Салаховой.

В каждом своём интервью эта женщина рассказывает о жёсткости и даже иногда жестокости отбора участников для главной российской ярмарки современного искусства. Похоже, теперь художественное преувеличение госпожи Салаховой будет как никогда дерзким: количество даже российских галерей сократилось на четверть, против 27-ми участников прошлого года это 18 московских галерей и три питерских. Галереи членов экспертного совета (московские «Айдан Галерея», «М&Ю Гельман», «XL Галерея» Елены Селиной, а также венско-будапештская Knoll Ганса Кнолля) не в счёт. Две галереи из Цюриха – которые, видимо, в кризис потянулись к российским олигархам, одна (та же, что и в прошлом году) кубинская, по одной галерее из Тбилиси, Хельсинки, Белграда, Эссена, Лондона (White Space Gallery), Токио (Shirashi), Парижа (Iraqui) и даже воспетой Александром Буйновым Пальма-де-Майорки.

Наши, после прошлогодней огромнейшей, 600-метровой экспозиции Ройтбурда, Гнилицкого и Мамсикова, занявшей почти весь 2-й этаж ЦДХ, в этот раз выступят более скромно, но тем не менее с пополнением в составе: к уже обжившим московское пространство украинским «Цеху» и «Коллекции» прибавится «Галерея Татьяны Мироновой», до сих пор направлявшая стопы всё больше на Базель. «Цех» везёт картины Николая Белоуса и Евгения Петрова, «Коллекция»  -Ксению Гнилицкую, Арсена Савадова, Юрия Соломко, Илью Чичкана и снова Александра Ройтбурда. «Галерея Татьяны Мироновой» представит Романа Жука и новый кафель Жанны Кадыровой, а также довольно вторичных Оксану Мась и любителя гармонично уложенных сервизов Дэвида Датуну.

В этом году новинкой «Арт Москвы» станут «виртуальные галереи» - специальные стенды, за отдельную плату предоставляющие «неограниченные возможности демонстрации своей деятельности в видеоформате». Да уж, видеоформат является действенным средством для борьбы с российской таможней, из-за которой у многих участников прошлогодней ярмарки возникли проблемы с доставкой работ ( конкретно – некоторые стенды просто остались пустыми, в качестве утешения их хозяева получили всего лишь 20-процентную скидку на участие). Но замысел организаторов в другом – в том, чтобы проиллюстрировать тему нынешней «Арт Москвы», обозначенную словом «Медиализация».  

Конференция с таким названием, призванная дать срез текущего состояния визуальных исследований в мире, будет проходить в рамках ярмарки в качестве её некоммерческой части. К обсуждению функциональной и смысловой интерпретации реальности посредством технологий привлечены Олег Аронсон, Елена Петровская и Валерий Подорога из Института философии РАН, Оксана Булгакова, представляющая Стэнфордский университет, Гирт Ловинк из амстердамского Института сетевой культуры,  Маттео Поспинелли из лондонского Queen Mary University и другие авторитетные теоретики, жадные до диалога с практиками.

Также в рамках «Арт Москвы» состоится Форум молодых коллекционеров. Обсудить институализацию и коллекционирование предметов актуального искусства все желающие смогут с представителями ведущих лондонских галерей-«монстров» этого направления: White Cube, Gagosian Gallery, Museum of Everything. Кроме того, Марат Гельман, Иосиф Бакштейн и Екатерина Дёготь собирают всех неравнодушных в подмосковном Сколково на круглый стол «Город солнца», с целью отточить проект эстетизации вверенного им  президентом Медведевым будущего инновационного наукограда.

Недостаток участников основной ярмарки её организаторы, таким образом, с честью компенсировали разнообразными побочными проектами, для простого посетителя, по правде, куда более интересными, чем дорогущие малопонятные творения раскрученных актуальных художников. Пока мейнстрим обсуждает проекты создания новых городов, маргинальные проекты «Арт Москвы» коснутся прошлого. Так, в галерее «Ковчег» состоится выставка «Мы жили в Москве», участвующие в которой художники и фотографы в очередной раз проиллюстрировали идею, что «вместе с изменениями архитектурной среды обитания нечто необратимое происходит и с обитателями города». В Музее архитектуры им. Щусева 23 сентября будет показана только что вернувшаяся с Венецианской архитектурной биеннале  мультимедийная инсталляция «Кабинет директора», посвящённая дню рождения Давида Саркисяна, которого недавняя смерть заставила покинуть пост и кабинет директора этого музея. Фотографов непременно заинтересует выставка «Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР», которая пройдёт в Центре фотографии им. братьев Люмьер (здание фабрики «Красный октябрь») на Болотной набережной. Там будут представлены более 250 знаковых работ Антанаса Суткуса, Александраса Мацияускаса и Виталия Бутырина – несмотря на то, что москвичи их увидели в далёком 1969 году, на выставке в Центральном доме журналиста, наверняка эти фотографии внесли свою лепту в адекватное восприятие нами сегодня актуального искусства.

В ноябре мы ждём «Арт Киев Contemporary» - первый полноценный смотр современного искусства и только его в Киеве. Организаторы этого события наверняка будут с пристальным вниманием следить за московским смотром, чтобы избежать всех досадных ошибок соседей. По крайней мере, с таможней вовремя успеют договориться...