"Институтская" – новый цикл

“Галерея на Институтской” просуществовала на одноименной улице два года – с декабря 2009-го вплоть до нынешней осени.  

 

Формат нетрадиционный для Киева, где все причесаны под одну гребенку.

“Богемная галерейка для художничков” – таков “диагноз” одной респектабельной дамы. Придет ли сюда “приличная” публика? Дело в том, что такого рода публика открытия игнорирует в принципе. “Галерея для художников” – это галерея, как таковая. Этот статус не зависит от степени ее “богемности”, то есть, выражаясь более современным языком, нонпрофитности. Сегодня формат нон-профит, или некоммерческий – оптимальный вариант.

В коммерческом плане положение вещей выглядит плачевно повсюду – успех открытия измеряется степенью интереса сообщества, мол “аншлаг, было очень много народу”. Система функционирует на холостом ходу в ожидании лучших времен. Цивильные рыночные отношения так и не сложились. Коллекционеры (их не больше десятка) считают цены завышенными и покупают прямо из мастерских. Так чего ради затевать это затратное, как бы там ни было, предприятие? Этот вопрос задаешь себе десятки раз. Здесь пока не логика бизнеса, но логика удовольствия: как ни странно, но исключительно из авантюризма и любви к искусству.

В сухом остатке двух лет – n-ное количество проектов, n-ное количество новых открытых имен, n-ное количество текстов к выставкам. Массив новой информации о происходящем накапливается – приходишь к тому, чтобы собрать статьи в сборник (издана книжка благодаря гранту фонда «Развитие Украины»), или делать групповые проекты в более масштабном пространстве (несколько выставок в Институте проблем современного искусства). Галерея сегодня – это не средство заработка, но постоянный интеллектуальный стимулятор, который позволяет галеристу (он же куратор, он же промоутер) быть в профессиональной форме… Это действительно «экспериментальное пространство», без лишнего пафоса, эксперимент, в котором взаимодействуют три составляющих – художник, куратор, среда.

 

Профессиональная среда – понимаю, что это наивно, но хотелось бы, чтобы, в первую очередь, именно она являлась адресатом посланий художника. Сегодня все зациклено на «пиаре». В элитарном сегменте работает та же матрица успеха, что и в поп-культуре: если тебя нет в информационном поле, значит, тебя нет вообще. Внедрение в это поле не зависит от профессионализма художника, здесь работают другие факторы: харизматичности, публичности, коммерческой успешности, социальной влиятельности, мнимой или действительной «крутизны»...

Так называемое «рейтинговое» мышление – это легальная мистификация. Необходимость составления профессионального мнения очевидна не для всех. Но только для тех, кого волнует такая безделица, как профессиональная репутация. Адекватная артикуляция в контексте происходящего здесь и сейчас. Общность умонастроений уже в прошлом, быть в «мейнстриме», которого нет, естественно, невозможно. Как и быть молодым художником, не будучи выраженной индивидуальностью. Им достаются трудности поисков собственного пути.

Наставничество, помощь в понимании того, кем ты есть, собственного, и являются основными дивидендами молодых художников, с которыми сотрудничает «Институтская». Им дается импульс дальнейшего развития. Повторюсь, не “корысти ради”, здесь есть еще один дополнительный нюанс: продвигать молодых в коммерческом плане стало сложнее. После кризиса с рынка ушли представители среднего класса, увлеченные процессом развития новичков, охотно покупавшие вещи в низком и среднем ценовом диапазоне. Остался высший финансовый эшелон, для которого убедительна только ранжировка статусов. Коллекционеров-олигархов положение обязывает покупать художников со статусом «звезды»…

 

Улетучилась и еще одна иллюзия – о возможности воспитания «своих» коллекционеров, о «взращивании» их вкусов – благодарных зрителей воспитать куда проще. Десятилетний опыт арт-дилера показывает: прорывов в эстетическом развитии тех, кто может себе позволить покупать искусство, не наметилось. Их вкус как был достаточно аморфным, таким он и остался. Нести актуальное искусство в массы – миссия невозможная. Как бы его не «пиарили» доступным языком, конфликт массового и элитарного, никуда не денется.

Потребитель должен быть изначально выше массового уровня, гибок и готов к восприятию тех вещей, которые поначалу нелегко укладываются в голове. Расширять аудиторию бессмысленно, эффективна только адресность послания. На Арт-Киеве в ноябре прошлого года, где на стенде были черно-белая «нудная» живопись Саши Верещака, абстрактно-фаллические пост-граффити Эпла 315, тонущие в дымке времени виды модернистской архитектуры Никиты Кадана, я, собственно, попыталась выяснить, в чем заключается момент неприятия всего этого широкой публикой, и наоборот – комплиментарное отношение профессионалов. Хуже эпатажа, или откровенной порнухи воспринимается рафинированный эстетизм. Это же «аутизм» чистой воды. Степень отстраненности велика, это «холодное», если воспользоваться маклюэновской терминологией, «нарциссическое» искусство, склонное к самолюбованию. Ничего лишнего, очень мало личного – современная живопись это живопись-в-себе, флегма и меланхолия.

Как ни прискорбно это, со зрителем такое искусство не заигрывает. У Букая есть хорошая сказка в тему – о человеке, которого перестали узнавать окружающие. Когда ты не подстраиваешься под других, у тебя появляется шанс быть самим собою, свобода действий и мыслей. Ты можешь руководствоваться собственным пониманием искусства, правом на экстрим – так и появилась на свет череда «аномальных» выставок. Инфантильный проект  с «танчиками» Гамлета Зиньковского, морская серия приверженца однообразия Верещака, трехмерная живопись Вовы Сая, «депрессивная» коллекция общественных туалетов Зои Орловой, большие живописные глотки Ильи Пруненко, расплющенные под стеклом «люди-хризалиды» Ольги Глумчер… И конечно же, вишенка на торте – «Унылое говно», «очей очарованье», как кто-то гениально сострил на фейсбуке, Эпла 315-го, пощечина общественному мнению. Кто эти люди, которые считают, что якобы имеют право нас судить? «Унылое говно» – это, на виртуальном сленге, не самый приятный оппонент в чате…

 

Так что, “Институтская” – это тренинг по взрослению в искусстве. Специфический “тусовочный” междусобойчик. Отсутствие “евроремонта”, мраморных полов, громко и весело клубящаяся молодежь, на фоне которой представители “иных миров” выглядят действительно экзотически – за этим они сюда и идут, за экзотикой, за “креативом”, выражаясь на офисном жаргоне. Необычный коктейль социально несмешиваемых элементов, но бал здесь точно правит не “гламур”, а “тусовка”. Изобретать подобную комбинацию не надо было – это всего-навсего позаимствованное западное “ноу-хау”... Даже в арт-мире иногда уместны проявления более-менее человеческих отношений. У этого начинания своя предыстория. Давно, лет десять назад, я полгода жила на стипендии в Варшаве. Другой менталитет – как ни странно, более открытый, не такой снобский, другое отношение к искусству, к коллегам. Там, кстати, бум на молодое искусство начался раньше. Что тогда особенно увлекало – это “поле идей”, витающее над всеми, чувствовалось, что эти люди есть частью некоего общего проекта и охотно готовы поддерживать друг друга…

 

С наступлением тяжелых финансовых времен люди автоматически перепрограммируют самих себя. “Галерея на Институтской” – это попытка воссоздать ту самую “общую волну”. На нее настраиваешься не просто, чтобы весело “повисеть”, но чтобы  взаимодействовать. С этой задачей, можно сказать, справились – свой круг, и не такой уж узкий, круг комфортного общения, сформирован. Учитывая не только экономический кризис, но кризис арт-системы как таковой, ее меркантилизацию, это очень ценно. Кризис специфической атмосферы искусства, которая вырождается, превращается в атмосферу присутствия денег. Произведение оценивается или размером вложенных в него сумм, или же его стоимостью.

Галерея – “презентабельностью” помещения, уровнем платежеспособности клиентуры. Не согретое теплом человеческих отношений пространство не заставляет людей задерживаться – обычно забегаешь ненадолго, да и то потому, что отказаться неудобно. Бокал шампанского, чинное дефиле “по линии огня”, натянутая улыбка фотографу – все атрибуты галерейного сплина из разряда “скуки адской”. Но если правильно подобрать ингредиенты события, можно создать атмосферу непринужденного общения: чтобы люди приходили как в гости, оставались надолго… Чем больше денежных флюидов витает в атмосфере заведения, тем меньше драйва в глазах его посетителей. Не деньги есть катализатор художественной жизни, но по-прежнему художественный и интеллектуальный ресурс, надеюсь, здесь он не истощится. “Институтская” – это проект, скорее, филантропический, “клуб для своих”. Для тех, кто создает искусство. Кто непосредственно причастен к сфере идей, его питающей.

Р.S. Атмосфера квартирной галереи слишком притягательна, чтобы от нее можно было так легко отказаться. Поэтому, мы возобновляем свою деятельность. Уже на улице Чапаева, 13. Кочующая по центру города галерея сохранит свое первоначальное название “Институтская”. Не только потому, что оно на слуху и стало, так сказать, “брендом”. В нем заложена программа развития. Хотелось бы, чтобы оно звучало напоминанием о том, что галерея не просто место, где ютятся дежурные выставки. Это Институт, Институция, дающая “карт-бланш” профессионального продвижения тем, кто его заслуживает. И следующая выставка Владимира Сая (откроется 20 января), художника с очень специфическим взглядом на уродливое и прекрасное, эстетическую безукоризнненность и энтропийное увядание, которые у него постоянно меняются местами, будет вполне в духе нашего “салона отверженных”. К нам внедрятся очереди из целлофановых скульптур “старушечек” – старение это нелепая шутка природы, нелепей которой, пожалуй, только смерть. Но и оно обладает своей чудовищной выразительностью. Приходите, должно быть любопытно…

 

 

Виктория Бурлака