Революция в умах: «Во время войны» Давида Чичкана

1 апреля в днепропетровской галерее «Артсвіт» открылась выставка киевского художника Давида Чичкана «Під час війни», которая продлится до 1 июня.

 

Проект Давида – это графическая серия, которая, по сути, представляет собой реконструкцию анархистских движений начала прошлого века в Екатеринославе (Днепропетровске).

 

Давид Чичкан. «Помста» (акварель)

 

Хочется сразу заметить, что тему анархизма в любом его проявлении в нашем обществе принято или насмешливо осуждать, или утопически романтизировать: эдакая теория вечной борьбы коллективного разума против самодержавия. Для современного днепропетровского контекста проект об анархизме – явление крайне экзотическое, несмотря на исторические корни. А потому изначально напрашивается вопрос к автору: к чему взывать к революционной сознательности жителей города, где борьба за частную собственность давно затмила общественную ответственность? Давид, который в течение месяца пребывал в Днепропетровске, готовил выставку и изучал историю города, отвечает: «Людей стоит вернуть в то время, – время революций, – и может тогда они поймут, что не все так просто».

 

Давид Чичкан на открытии выставки «Під час війни»

 

Выставка Давида Чичкана – это историческая справка о том, о чем сегодня позабыли: про войну за социальные блага, за права трудящихся, борьбу угнетенных против угнетателей, необходимость избавления от вертикальной структуры общества. Несмотря на романтическую и отчасти утопическую оболочку, в центре революционного посыла сосредоточена не идея, а ее прагматичность.

 

 

Комментарии посетителей выставки «Під час війни»

 

«У нас происходила революция, – буржуазная, национальная, – но социальная революция так и не произошла. А социальная революция – это единственное решение проблемы, из-за которой люди вообще выходили на Майдан. Вместо того, чтобы, как во всем мире, кричать на митингах за бесплатное метро и за снижение пенсионного возраста, они кричали: “Слава нации!”. Как будто победив, они смогут проверить: нация славится или не славится?» – говорит Давид.

 

Открытие выставки «Під час війни»

 

Вскоре после открытия выставки состоялась авторская экскурсия по ней, собравшая самую разнообразную публику: местных деятелей культуры и искусства, студентов, правозащитников и просто любителей пообщаться. Не знаю, надеялись ли присутствовавшие увидеть ярого бунтаря и поклонника черного знамени. В любом случае, полагаю, Давид оказался не тем, кого ожидали встретить. Он не делал звучных заявлений, не обещал погромов. В общем, никакой экспрессии и общих слов – и стены вовсе не сотрясались. Давид не любит говорить на камеру, мотивирован самыми земными побуждениями и очень внимательно слушает вопрошающих. Художник, чьи интервью и редкие появления в медиа обязательно знаменуются черным, внушил своим слушателям мысли об ответственности, а не разрушении:

 

«Если убивать короля, то каждого, кто придет занять трон, придется тоже убить. Революция никак не связана с тем, что нужно кого-то убивать. К сожалению, люди сейчас на революцию смотрят как на войну. Мол, революция – это военная операция. На самом деле, революция, в первую очередь, происходит в умах и тогда, когда люди начинают самоорганизовываться».

 

Давид Чичкан. «Мрія» (акварель)

 

«Під час війни» повествует о действии анархизма в Екатеринославе, о развитии и смене идеологий, о балансе экстремизма и синдикализма. Движение изменяло свои задания и инструменты, но весь путь оправдывала лишь одна цель – свобода от любых властных структур. Взрывы банков, агитации рабочих Брянского завода, объявления войны войне – екатеринославские анархисты использовали все доступные способы. Центральной героиней (о чем нам подсказывает афиша) стала незаурядная Мария Никифорова или «девушка из вестерна», как назвал её Давид. Соратники же в свое время именовали её просто – Маруся. В том, что Мария была сильным человеком, сомневаться не приходится: с такой боевой выдержкой и решительностью рождаются раз на сто лет. Однако неоднозначности ей как историческому персонажу придает тот факт, что в своей деятельности «отаманша» никогда не гнушалась радикального насилия. Подобно музе музыкантов и прочих бунтарей Бонни Паркер, образ Марии Никифоровой будет бесконечно беспокоить романтиков и борцов за свободу, однако истинное значение ее исторической фигуры все еще далеко от нашего понимания.

 

Давид Чичкан. «Розрив» (акварель)

 

На одной из работ обобщенно изображены жители украинских земель, два миллиона которых во время Первой мировой войны были мобилизованы в армию Российской Империей, а 250 тысяч – в австро-венгерскую. Все они стали жертвами идеологов, которых разделяют лишь политические взгляды. Сам Давид комментирует эту работу следующим образом: «Я специально изобразил красный флаг возле красного флага, чтобы сломать стереотип. Мы привыкли говорить, что есть какие-то красные, “совки” - это ужасная глубокая пошлость, потому что есть вертикальные красные и вот горизонтальные красные. Они друг с другом воевали, враждовали, убивали, боролись теоретически и практически. Тут видно, что участники войны всего лишь конкурируют, а не являют собой противоположности. Стороны определяет противоречие. Истинная разница – в форме общественной организации, а не в цветах флажков, и сторонами тут предстают самоорганизация и организация».

 

Посетители выставки «Під час війни»

 

Каждая из восьми акварелей, представленных в экспозиции, врезается в память и вызывает острые ассоциации – вне всякой причастности к борьбе под чёрными флагами. Давид прав: война каждого из нас продолжается ежедневно. И я думаю, независимо от выбора правой или левой стороны, общественной деятельности или борьбы лишь внутри себя, – история нуждается в переосмыслении нами.

 

 

***

 

Катерина Горб – блогер, копирайтер. Студентка кафедр экономической кибернетики и журналистики ДГУ им. Олеся Гончара.