Саймон Шейх. Есть ли у современного искусства жизнь после смерти?

Завтра, 29 февраля, в 18.30 в Мыстецком Арсенале состоится лекция независимого критика и куратора Саймона Шейха. Это первая лекция Дискуссионной платформы в рамках Первой Киевской Международной биеннале современного искусства ARSENALE 2012. 

Саймон Шейх – известный искусствовед, критик и куратор, профессор Художественной академии Мальме (Швеция), колумнист онлайн-издания e-flux, постоянный автор журналов Springerin, Afterall, AnArchitectur, Open, Texte zur Kunst, исследователь в проекте Former West, инициированном институтом BAK в Утрехте, а также докторант университета в Лунде (диссертация на тему связи между выстававочной деятельностью и политическим воображением). Саймон Шейх был и координатором программы критических исследований в Художественной академии Мальме, и директором института современного искусства Overgaden в Копенгагене. Ныне живет и работает в Берлине и Копенгагене. 

В своей лекции Саймон Шейх сосредоточится на префиксе «пост» в словах постмодернистский, посткоммунистический, постфеминистический и постпубличный, и поставит вопрос о том, что будет дальше после краха, после коммунизма, после искусства. 

 

Назарий Совсун: Первый вопрос касается Ваших взглядов на историю, в том числе историю искусства. Что Вы имеете ввиду, когда говорите, что критикам следует сделать переход в сторону социальной истории искусства (включая историю современности)? В чем специфика таких взглядов и для чего делать этот переход?

 Саймон Шейх: Замечание на счет социальной истории искусства касается того, что критика истории пишется как победная, каноническая и индивидуализированная. Например, я с сожалением наблюдаю за тем, как о периоде, в котором я принимал участие дискурсивно и в событиях, теперь пишут как об истории индивидуальных художников и их работ, даже в том случае, если подход к анализу, скажем, пост-структуралистский, а не формалистский. Проблема такого подхода в том, что он не учитывает условий работы и среды, в которой они были созданы, и того, каков был диалог между художниками в данной ситуации, месте и сцене.

Вместе с тем, художники не появляются полностью сформированными субъектами или авторами, но помещены в дискурс. И этот дискурс касается не только истории искусства или музеев, но и специфики определенного места и временного промежутка. Именно такой истории искусства мне не хватает.

Во-вторых, существует история концептов, то есть история возникновения в дискурсе некоторых концептов и разных акцентов и констелляций. Почему, например, существует много художников, которые пересматривают некоторые позиции и читают некоторые книги в отдельный момент времени, но в разных местах? И каким образом это влияет на художественную продукцию? Таким образом, история некоторых концептов, таких как queer-пространство, кинематографическое время, или, как вы предлагаете - конец света - будет наиболее полезной, и в наименьшей мере включенной в музейную индустрию и рынок искусства, которые требуют новых продуктов и новых звезд.

 

- Вы один из организаторов и участников проекта "Бывший Запад (Former West)", который начался в 2008 году и будет продолжаться до 2014 года. О чем он, каковы цели проекта и какие достижения в нем на сегодня?

 - Я принимал участие в FW как советник и исследователь, и я в основном проводил исследование на счет роли выставочной деятельности в культурно-политической ситуации времени, поскольку это связано с моими общими научными интересами в эти дни, которые состоят в предложении объединения выставочной деятельности (в широком смысле, а не только лишь истории кураторского дела) и, так называемым, политическим воображаемым (ссылаясь на философские работы Касториадиса).

Но это только часть всего проекта, которая касается написания современной истории, начиная с 20-летней давности и вплоть до попыток заглянуть в (впрочем, недоступное для обозрения) будущее, предлагая при этом некоторый взгляд, что-то вроде Бывшего Запада. Очевидно, что этот термин - это провокация, которая ставит себе целью оторвать от привычных и утомляющих дебатов вокруг Бывшего Востока (после 1989), и вместо этого подумать о Бывшем Западе и о том, каким образом распад коммунистического блока в Европе отобразился на культуре, политике и производстве искусства на Западе.

Кроме того, вероятный конец разделения на Восток-Запад также имеет в качестве следствия другие конфликты на той же оси. Как мы знаем, сейчас это привело к другим конфликтам между Севером и Югом. Также был ли нарратив свободного мира против коммунизма вытеснен так называемым "столкновением цивилизаций" - стало предметом дискуссий.

Я думаю, что проект пытается охватить и решить эти споры с точки зрения художественного производства, а также художественное производство и его институциональные черты рассмотреть как поля борьбы, несмотря на то, что их постоянно пытаются сделать инструментами консенсуса и маскировки конфликта государством и рыночными силами.

Что касается моих исследований, я выступаю именно за понимание выставок как политического воображаемого в том смысле, что они представляют взгляд на мир, а затем работают с понятиями артикуляции и горизонтальности - последнее было темой 2-го конгресса FW, который я соорганизовал вместе с Марией Хлалваджовой. Надеюсь, нам удалось внести свой вклад в эстетико-политический проект, который заменяет понятие земли понятием горизонта. В частности, мы предлагаем горизонт наступления прежнего.

 

Полная версия интервью в следующем номере ART UKRAINE 2(27) март - апрель 2012.

 

 

 


Назарий Совсун