Сергей Шаулис. Про скульптуру и “каневский Оскар”

7 июля в Каневе впервые откроется Международный экономико-гуманитарный форум Ukrainian ID, инициатором которого выступил Фонд гуманитарного развития Украины. Главная задача Форума – создать эффективное пространство коммуникации для выработки глобального стратегического курса на будущее, при участии мировых лидеров мнений в разных сферах деятельности. Одно из специальных событий Форума – вручение премии Ukrainian ID Awards, которой ежегодно будут награждаться лауреаты, которые сделали значительный вклад в развитие экономики, гуманизацию общества и приумножение культурного капитала.

 

С создателем награды, украинским скульптором Сергеем Шаулисом, ArtUkraine поговорил о проекте и будущем скульптуры в Украине и заграницей.

 

В 2018 году вы создали Ukrainian ID Award или “каневский Оскар”. Что вдохновило вас принять участие в этом проекте и от чего вы отталкивались, разрабатывая концепцию самой награды?

Дело в том, что сама эта скульптура родилась чуть раньше, а в 2018 году я участвовал в выставке “Більше ніж скульптура”. Мои работы увидели, и они подошли по смыслу. Так мне предложили принять участие в проекте.

 

Сергей Шаулис. Из серии “Человек без стержня” 

Все изображения предоставлены художником

 

Насколько мне известно, на выставке был представлен ваш проект “Человек без стержня”?

Да, но он был представлен не полностью. Эта серия, “Человек без стержня”, родилась еще в 2006 году. Она – о сложных жизненных моментах, когда мы меняем свой выбор. Когда ты не знаешь, что делать, куда стремиться. Эти работы родились в таком поиске. Они не несут негатива. Я создал их, когда сам изменил свою профессию и занялся скульптурой. В этой серии восемь работ. На сегодняшний день, публике было представлено только четыре из них. Я в основном работаю с сериями. Когда появляется идея, то я вижу не одну работу, а сразу пять или семь объектов, такой выставочный концепт получается.

 

Сергей Шаулис. Из серии “Человек без стержня” 

 

Сколько лет заняло создание этой серии?

Она началась в 2006 году, в 2017 получила новое виденье. Я работы немного переосмыслил, переработал. Скульптуры стали на кубах, раньше они были чуть по-другому решены.

 

Вы продолжаете над ней работать или она уже завершена?

Работа над серией продолжается, объекты на кубах еще не все сделаны. Будет еще четыре работы в дальнейшем. Я думаю, что это может растянуться еще лет на пять. Я параллельно занимаюсь другими проектами, поэтому эту серию иногда так и оставляю, а иногда подымаю, возобновляю работу над ней. Она сложная, эмоционально сложно с ней работать.

 

Какое ваше впечатление от проекта Ukrainian ID в целом?

Позитивное. Потому что это очень важно для страны и мне очень приятно, что я принимал участие как скульптор, что моя скульптура попала в поле зрения и представила интерес. По смыслу она тоже достаточно хорошо подходит для этой премии.

 

Сергей Шаулис. Из серии “Человек без стержня” 

 

Над чем вы работаете сегодня, какая тематика вас интересует?

В конце осени у меня будет новый проект в Киеве, совместная выставка. Это проект обо всем, что связано с внутренними переживаниями. Параллельно я делаю несколько работ. Есть еще проект "Карты нормалей", связанный с технологиями 3D. Он основан на принципе работы программ, в которых создаются модели скульптур. У них есть промежуточный этап, чтобы покрасить эту модель, – развертки, называются Normal mapping. Но поскольку я скульптор, я буду работать с реальным объемом, и разворачивать фигуры по тому же, примерно, принципу. В этом проекте я планирую также использовать анимацию и дополненную реальность, чтобы представить этот процесс в 3D, показать зрителю как происходит создание скульптуры, но разными методами и при использовании современных технологий.

 

Этот проект, над которым вы работаете, как и выставка “Більше ніж скульптура”, в которой были использованы технологии дополненной реальности, показывает, как технологии постепенно проникают в сферу искусства, творчества. Как это может повлиять на развитие скульптуры в будущем?

Пока у нас это еще все только начинается, но в США, например, это влияние уже очень заметно. Мало кто использует традиционные материалы, популярны 3D печать, пятикоординатные фрезерные станки, которые вырезают скульптуру. Процесс сильно ускорился, и художник может делать больше проектов. В этих процессах меньше переходных этапов, когда нужно перевести с глины в материал, воск, с воска потом залить металл, обработать. А так уже напрямую работаешь с конечным материалом. Это очень ускоряет жизнь художника, его творчество.

 

Сергей Шаулис. Ille & Illa

 

Вы принадлежите к поколению художников, которые с самого начала своей творческой практики могли видеть, как это происходит заграницей, каков глобальный контекст. Как это повлияло на развитие украинского искусства, в том числе скульптуры?

Я считаю, что это очень позитивный момент. Искусство, в том числе и украинское, начало набирать обороты. Хотя, на данном этапе еще таких кардинальных изменений нет, но еще пару лет и все изменится. Большой плюс, как по мне, это возможность создания своей персональной цифровой галереи и не просто наблюдать за происходящим в мире, а и показывать свое.

 

Какие тенденции в создании скульптуры существуют сегодня в мире?

Сегодня в основном самое важное это идея, а дальнейший результат художник только курирует, меньше принимает участие в техническом процессе, есть люди, которые воплощаю его идеи.


Сейчас множество дискуссий о том, как должно выглядеть публичное пространство в Украине и скульптура – это важный его элемент. Вы тоже работаете в публичном пространстве, принимаете участие в конкурсах. Как вы оцениваете ситуацию, которая сложилась в этой сфере?

Если честно, то все очень плохо, потому что у нас, по Харькову могу сказать, вообще ничего не происходит. Особенно если что-то современное, сразу идет полное его отрицание. Это вообще тяжелый процесс. Не знаю даже как это побеждать. Деятельность союзов художников мне не очень понятна. У них есть возможность поддерживать молодое поколение, развивать современное искусство, но они «сидят» на советском мировосприятии и совсем не хотят ничего менять. Так же все зависит от того же курса местных властей, от мэра. Просто достаточно несовременные люди управляют городом. К сожалению, «набивание своих карманов» все еще преобладает.

 

Сергей Шаулис. Из серии “Человек без стержня”

 

Что касается публичного пространства, то тут, мне кажется, надо привлекать не только наших, но и иностранных архитекторов, дизайнеров, художников, перенимать их опыт. Организовывать совместные проекты, чтобы в результате получить что-то действительно интересное и качественное.

 

Готово ли общество сегодня к современной скульптуре?

Я думаю, конечно же готово. Просто ее надо делать и показывать, в основном это происходит за свои деньги, никто не готов в это вкладывать, никак помогать и принимать участие.

 

Как насчет консервативных и праворадикальных тенденций, считаете ли вы, что большинство все-таки остается открытым и готовым к новому и, возможно, непривычному?

Ну, консерваторы  есть всегда. Но я искренне надеюсь, что их меньшинство, все таки, если посмотреть на продажи с аукционов современного искусства, то становится видно, что тенденции меняются, люди открыты ко всему новому и это очень приятно.

 

Сергей Шаулис

 

Если говорить об образовательной деятельности, которая могла бы помочь в сложившейся ситуации, насколько много событий, связанных с современной скульптурой, происходит сегодня в Харькове?

Нет вообще их. И скульптуры в Харькове не так уж и много, на пальцах двух рук можно пересчитать людей, которые занимаются скульптурой, а с современной работают еще меньше. Пока все не очень в этом направлении. Вообще скульптура это очень затратный процесс, поэтому мало людей этим занимаются и многие уходят в другие ответвления, чтобы как-то заработать на жизнь. Ведь для того, чтобы отлить скульптуру, тебе нужно производственное помещение, команда рабочих (форматор, сварщик, литейщик), а чем меньше у скульптора финансов, тем больше он сварщик, литейщик, форматор. 

 

Хорошо, нет поддержки со стороны властей, но как насчет институциональной поддержки? Все-таки у вас есть ЕрмиловЦентр, Муниципальная галерея, VovaTanya Gallery, даже фестиваль NonStopMedia.

Да, они есть и это хорошо. В общем это примерно 650 м2 выставочного пространства, как по мне маловато для такого города как Харьков.

 

По поводу вашего утверждения, что “все очень плохо”, что необходимо, чтобы все стало хорошо?

Ну, не все прям плохо. К примеру, в следующем году Харьков будет принимать биеннале современного искусства, что не может не отразится позитивно на развитии города и локальной художественной жизни. Я считаю, что для того, чтобы все было хорошо, нужно объединять площадки, привлекать не только Муниципальную галерею и Ермилов центр, а подключать менее известные галереи. Подключать музей, вообще ХХМ стоит как-то реорганизовывать, сделать более современным. Тем более сейчас в Одессе реорганизовывают музей, такие моменты и приводят к позитивным изменениям.

 

Какое ваше личное определение понятия “скульптура”?

Для меня это постоянный поиск. Поиск себя. Немного магии. Вообще – это моя жизнь.