Синтия Марселле: «Мы создали хаос»

Синтия Марселле, художница, победившая в прошлогоднем Future Generation Art Prize, оказалась приветливой, легкой в ​​общении красавицей. Наш разговор состоялся уже после того, как Синтия посидела с посетителями на созданном ею «ковре», пощупала «пыль» с обратной стороны комнаты, которая, по ее мнению, не такого цвета, как в Украине. Во всей ее фигуре и просторной одежде ощущалась демократичность и искреннее желание работать, по-детски вступать во взаимодействие с окружением. И о неординарной художнице из дальнего другого континента хотелось узнать больше.

Статья из ART UKRAINE № 6-1(25-26) декабрь 2011- февраль 2012. Рубрика ПАНОРАМА.UA

Синтия Марселле. Фото: Максим Белоусов

 - Прежде всего я хотела бы спросить вас о том, как все началось.

 - Считаю, на ребенка всегда в первую очередь влияют родители. Моя мать - настоящая мастерица. Она делает вещи своими руками. Это не то чтобы искусство, но всевозможные интересные штуки, коробочки и т.д. ... И я выросла, наблюдая за тем, как она их делает.



- Однако художественное образование вам не помешал?

- Да, я закончила школу искусств. Как итоговый проект создала объект, вдохновленная движением неоконкретизма. Главной чертой этого движения было открытие художественного произведения для участия публики. Моей дипломной работой был объект, с которым я предложила поиграть людям в аудитории. Именно тогда-то задело меня, я поняла, что могу почувствовать потенциал простой вещи в руках других людей.



- Ваши предыдущие проекты были связаны с ландшафтом. На этот раз вы удивили всех ковром. Вы изменили свое творческое направление?

- Пейзаж - это земля. Для меня земля - ​​чрезвычайно значимая тема. Земля - ​​это музей мира, потому что все химические элементы присутствуют в ней. Теперь земля тоже присутствует, но с другой стороны ковра. Не забывайте, что там есть вторая комната.

Синтия Марселле. Видеть, чтобы быть увиденным. 2011

- Да, во второй комнате все выглядит совсем иначе, чем в первой. Здесь какая-то загадка?

- Квартира - это первая, очень элегантная часть работы. Люди могут заходить туда без обуви и по-новому воспринимать помещение, в котором ковер, словно остановлен в момент вытряхивания, поднимается вверх. Но когда вы доходите до края, где ковер поднимается до самого потолка, вы осознаете, что это не все, что есть нечто дальше, за вторым входом в комнату. Во второй комнате вы понимаете, что все выпуклости ковра сделаны из пыли, той, которую сметают с ковра и выбрасывают.



- И что означает этот обратную сторону элегантности?

- Я хотела задать вопрос о том, что именно является реальностью. Ощущение комфорта в первой комнате было создано из обычной, ежедневной пыли.



- Видео «Столетие» показалось мне чрезвычайно экспрессивным, в отличие от ваших работ с немой хореографией машин.

- В видео для меня прежде всего важна идея разрушения мира. Дело в том, что в моих соло-проектах я обычно организовывала хаос, а здесь в соавторстве с Тьяго Мата Мачадо мы хаос, наоборот, создали. По мне, это видео о разрушении призывает к появлению нового мира.

Синтия Марселле в соавторстве с Тьяго Мата Мачадо. Видео "Столетие". 2011

- Обычно вы предлагали зрителю просто наблюдать. А теперь вы предлагаете задуматься над сутью бытия.

- Это часть того самого творческого процесса. Мне кажется, что разница только в том, что этот последний проект с ковром - это очень большой проект, огромный ... Он гораздо крупнее меня самой.



- Синтия, ваши видео обычно были беззвучные, а тут вдруг появляется грохот...

- Звук земли так же важен, как и визуальный ряд. В этом видео нам удалось сделать звуковое сопровождение, так как действия были очень естественными, очень экспрессивными и непрограммируемыми.



- Вы сами бросали предметы на землю?

- Нет, это все рабочие. Мы записывали дважды. Сначала мы нашли ритм. А потом мы организовали ребят, чтобы они таким революционным способом создавали действо.



- Вы все время говорите о рабочем классе, о революции ... За этим стоит некая политическая позиция?

- Думаю, быть художником - это также быть рабочим, принадлежать к рабочему классу. Потому что ты должен, возможно, иначе, но все же бороться и выживать, изменять общество. Быть художником - это не так просто, как порой думают: будто это означает быть какой-то знаменитостью. Никто не видит того, что происходит «за сценой». Мы с моей ассистенткой провели две ночи и целый день за монтажом установки. Создавать искусство - это своего рода эксперимент со свободой, вызов жизни.



- Проекты, которые вы сделали для PinchukArtCentre, также начались с установления диалога с рабочими?

- Люди, которые устанавливали вместе со мной ковер, - это настоящие герои рабочего класса! Я почувствовала, что здесь очень серьезно относятся к работе. Люди слушают художника и стараются сделать все именно так, как художник просит. Было даже смешно, когда я решила сымпровизировать, а рабочие хотели придерживаться согласованной концепции! Мне нравятся здешние люди: они серьезные и одновременно смешные.

 

 

Анна Ландихова