“Слепота” или Свет загорится с новой силой

25 и 26 апреля, а также 14 мая в Киеве театр "Мизантроп" и Port creative hub представят совместный проект "Слепота" –– сайт-специфик спектакль, который пройдет в полной темноте. В мультифункциональном пространстве на Подоле посетители смогут пережить уникальный опыт и максимальную концентрацию восприятия, став частью необычного и неожиданного спектакля по мотивам одноименного романа нобелевского лауреата по литературе –– Жозе Сарамаго. О современном театре, жанре сайт-специфик и самом спектаклее рассказываем далее.

 

Современному человеку, который все активнее стремится дополнять собственную реальность, на сегодняшний день предлагается широчайший ассортимент вспомогательных «средств выразительности» практически в любой сфере его жизни. Театр не исключение. Перед зрителем уже не просто открывается огромный выбор названий, имен, жанров и форм, — ему предоставляется расширение пространственных, структурных, временных границ спектакля. У него появляется новое место, особая роль в театре, которую он будет самостоятельно «выписывать» по мере погружения в действие.

 

Все изображения предоставлены организаторами

 

Безусловно, все, что сейчас происходит с театром, включая то, что противоречит нашему представлению о традиционных, классических его проявлениях, далеко не ноу-хау. Просто как-то уже исторически сложилось, что до нас, как до того жирафа из поговорки, доходило все очень долго.

 

Так, вызывающий сегодня интерес украинской публики иммерсивный театр, точнее, театр полного погружения, согласно теории режиссера-перформера и искусствоведа Софи Нильд, пустил корни еще в 1980-1990-е г.г., когда в голову музейных экскурсоводов  пришла мысль поместить посетителей не просто в экспозицию, а внутрь пространства, наполненного специально заготовленным реквизитом, дополненного запахами, звуками и даже актерами.

 

 

Ключевое отличие иммерсивного театра от традиционного заключается в том, что зрители перестают быть просто наблюдателями, —они становятся полноправными участниками действия,  которым предлагается активное взаимодействие с актёрами и пространством, полное и, зачастую физическое, погружение в атмосферу происходящего. 

 

Родоначальником жанра считается британская театральная компания «Punchdrunk», которая неожиданно предложила зрителям не просто выйти за пределы сценической коробки, но и самостоятельно  выбирать свой физический и эмоциональный путь. По словам режиссера и со-основателя команды Феликса Баретта, каждый участник его спектакля имеет возможность конструировать свой собственный нарратив. Легендарная постановка этой компании «Sleep No More», в основу которой легла пьеса Шекспира «Макбет»,  с момента своего появления (2003 г.) является самим ярким примером иммерсивного театра.

 

Действие спектакля проходит в заброшенном пятиэтажном отеле «McKittrick», где зрители в венецианских масках на лице, блуждают лабиринтами здания (каждый участник самостоятельно выбирает в какую из 90 комнат он зайдет), встречая по дороге сюжеты, больше напоминающие кошмарный сон.

 

 

В нашей широте до сегодняшнего дня иммерсивный театр встречался только в виде спектаклей-променадов, где участникам предлагается пройти определенный маршрут, во время которого порой достаточно сложно отделить постановку от реальной жизни.

 

В этом же театральном сезоне украинский зритель сможет познакомиться еще с одним жанром «Site-specific», основной закон которого требует освоения и вскрытия "кодов памяти", которые хранят в себе неожиданные для театра локации (отели, цеха заводов, лифты, торговые центры). Предложить аудитории «сконструировать» свою личную историю решила команда независимого мультижанрового театра «Мизантроп», известная своими ино-прочтениями классических произведения. Это они поставили танцдраму «Три сестры», они приглашают зрителей на казнь (спектакль по роману В.Набокава «Приглашение на казнь»), и они повергают в шок своим провокационным и смелым «Королем Убю».

 

Но поскольку сайт-специфик — тот тип театра, который постоянно нарушает ожидания зрителя, режиссер и со-основатель "Мизантропа" Илья Мощицкий основным средством выразительности спектакля "Слепота"  решил сделать абсолютную ... темноту, которая и станет пространством, без которого немыслима данная история.

 

 

Илья Мощицкий: "Там, в состоянии изменённого сознания, в состоянии тотальной тьмы, зрителю и актерам, прибывающим единовременно в одном месте, предстоит что-то обнаружить. Что это будет и какая за этим последуете реакция предугадать невозможно Но однозначно, это опыт для отважных. Опыт, который ведёт к знакомству, прежде всего, с самим собой."

 

В случае со "Слепотой" актеры и зрители окажутся в равных условиях, — они не только не будут разделены физически, они будут находится в необычной, диктующей свои правила, среде. Никто не знает, что в ту или иную минуту может извлечь из человека кромешная тьма. В обстоятельствах отсутствия одного из главных источников информации, коим является зрение, участники действия будут вынуждены напрягаться, подключая не только оставшиеся органы чувств, но и фантазию, прислушиваться к собственным ощущениям. Зрителю придется поработать вместе с актерами, выйдя своей из зоны комфорта.

 

Илья Мощицкий: "История, которую мы предлагаем прожить — это довольно жесткое путешествие по всем ухабам, со всеми непредсказуемыми обстоятельствами жизни. Я думаю, что пройдя через горнило этого спектакля мы все сможем посмотреть на мир заново, как будто бы в первый раз…"

 

 

Спектакль «Слепота» пройдет в мультифункиональном пространстве на Подоле «Port сreative hub» совсем скоро — 25 и 26 апреля. И театр «Мизантроп», честно предупреждающий о том, что будет не просто (к слову, во время действия в зале будут находиться сотрудники театра с приборами ночного видения, чтобы при необходимости, помочь выйти из зала тем, у кого условия показа вызовут какое-либо физическое недомогание) настаивает, что для тех, кто останется до финала «свет загорится с новой силой».