Слияния и поглощения художественного образования

Реформирование системы образования и сферы культуры - процессы необходимые и, по большей части, неоднозначные. Совсем недавно обсуждались изменения в работе школ эстетического воспитания, а волна оптимизации уже докатилась до высшей школы. Сегодня в Харькове обострилась ситуация, которая удивляет своей абсурдностью. Харьковскую государственную академию дизайна и искусств (ХГАДИ), более известную как Худпром, собираются присоединить к Харьковской национальной академии городского хозяйства (ХНАГХ).


Что может быть общего у этих учебных заведений, кроме местоположения, трудно придумать. Но речь даже не об объединении, а о поглощении одним вузом другого. Как говорят представители ХГАДИ, "слива" Худпрома в городское хозяйство. Пока неизвестны инициаторы этого процесса, еще не подписаны официальные бумаги и приказы. Но худпромовцы настроены решительно противостоять рейдерскому захвату, и бороться с "предателями" в собственных рядах, которые таким образом предлагают повысить престиж учебного заведения. Ведь главный харьковский художественный вуз не имеет сегодня статус национального, в отличие от Национальной академии городского хозяйства. 19 апреля состоялась экстренная конференция трудового коллектива и студентов ХГАДИ. Все единодушно возмущались такой перспективе и эмоционально высказывались, расхваливая Худпром. Речь шла в основном об истории этого учебного заведения, которая уходит корнями в конец XVIII века, о том, что во времена СССР именно в Худпроме зародился и развивался дизайн, упоминались бывшие выдающиеся достижения ... И очень мало говорилось о дне сегодняшнем. Бесспорно, в области дизайна харьковская школа действительно является выдающимся и актуальным явлением. Но открытым остается вопрос корреляции современной худпромовской образовательной системы с категорией современного искусства. Или, например, хотя бы тот вопрос, сколько проектов выпускников факультета монументальной живописи воплощается в жизнь.

В этом году среди художников, которые будут представлять Украину на Венецианской биеннале, которую так уважают чиновники, есть двое худпромовцев - Николай Ридный и Гамлет Зиньковский. В одном из интервью Ридный довольно критически высказался относительно этой школы: "Из моего выпуска, а это очень много людей, современным искусством занимаюсь я один. Из прошлогоднего - никого. После меня - человек пять. Никакого понимания современности там нет. Они "шлифуют мастерство". Это такая принципиальная позиция преподавателей и всей академической системы. Достаточно прикладная штука. Даже если не говорить о политических идеях, философии, а исключительно об искусстве - это средневековье. Это никому не интересно. Есть такая тенденция последних лет, люди, которые начинают заниматься современным искусством, просто бросают эту академию. Гамлет Зиньковский, Тарас Каменной – оставили, Алина Клейтман получила только бакалаврский диплом. Люди решают, что уж там не нужно учиться".

Роман Минин скептически прокомментировал события на своей странице в фейсбуке: "Харьков сгнивает у нас на глазах, покрываясь плесенью из разноцветных цветов на заборах и поздравительных открыток, купленных у китайцев парковых скульптурок и прочего дорогого мещанского бреда на показуху, только кому вся эта купеческая показуха. Престиж? Худпром был одним из престижных мест. Власти хотят сделать парк распиленной белки (обновленный ЦПКО им. Горького - прим. авт.) самым престижным местом в Харькове после "барабана" (рынок "Барабашова" - прим.авт.) ... Вперед! Мне жалко то, что не с кулинарным техникумом соединили, хоть был бы коммерческий толк. Людям нужны красивые вкусняшки, вот тогда бы торты красивые делали, НЕ торты, а картинки! А скульптуры из шоколада какие, а!? А лапша какая узорчатая, а не то, что сейчас, даже на уши НЕ налазит. Требую соединения с кулинарным техникумом. Нужно воспитывать эстетический вкус!"

А вот дизайнеры, студенты и выпускники беспрекословно и в целом поддерживают и защищают Худпром. "Объединение с Академией городского хозяйства - это некий сюрреалистический сон - говорит Дария Титаренко. - Думаю, что с этой "оптимизацией" мы будем лишены будущего. Как студентка Худпрома и как менеджер и куратор проектов "4-го Блока", считаю наш вуз самым прогрессивным центром дизайна и искусства в Украине. Просматривая поток конкурсных работ для триеннале эко-плаката, мы всегда отмечаем, что наши студенты идут нога в ногу с зарубежными коллегами. Ситуация нагнетается искусственно, ежедневно появляются какие-то письма от студентов и преподавателей в поддержку объединения, при том что на открытом заседании все единодушно высказались против".

Мария Норазян, основательница дизайн-студии "Графпром": "Глупо объединять Академию дизайна и искусств с любым другим вузом, потому что это уникальное заведение, выпускающее профессиональные кадры. Образование в Академии - это эксклюзив, там нужно сохранять традиции. А процессы реформации должны происходить постепенно, естественно и без насилия".

Дмитрий Заяц, культурсоциолог, прокомментировал ситуацию как независимый эксперт: "Я не вижу объективных причин не объединять эти учебные заведения, как и не вижу этих причин для объединения. Многое в Академии нужно менять. Цель - получить современное учебное заведение, и для ее достижения пригодятся любые средства. Но поможет ли в этом слияние, трудно сказать, потому что процесс крайне непрозрачен".

Устаревшая система художественного образования в Украине не соответствует требованиям времени и не позволяет выпускникам свободно чувствовать себя в среде современного искусства - это проблемный вопрос, который уже не один год активно обсуждается художниками и искусствоведами. Никита Кадан, Лада Наконечная, Ольга Балашова на примере Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры критикуют консервативный подход к обучению в высших художественных школах. Аналогичная ситуация и в художественных академиях Львова и Харькова. А вот подход к модернизации и попытки реорганизации могут быть различными и, как видно, не всегда конструктивными.

Скорее всего, сегодняшний конфликт в Харькове решится разумно, без "слияния". А вот если эта стрессовая ситуация станет для Худпрома точкой бифуркации, то можно надеяться и на общие позитивные изменения.