СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО: Трип в Запределье

В украинском прокате состоялся показ второго полнометражного игрового фильма Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты». В картине есть все, что так любит режиссер: красивые люди, винтажные платья, старые здания, экранизированные сны, и смерть – в качестве одного из персонажей. Увлекательное визионерство, особый пиетет к цвету, равно как и некоторая статичность фильма отдаленно напоминают о Питере Гринуэе, периода «Повар, вор, его жена и ее любовник». Режиссер Рената Литвинова, так же, как и ее героиня в фильме, собирает «красивые души» - в данном случае редкий актерский состав: нежную Татьяну Друбич, трогательного Николая Хомерики, драматичную и прекрасную театральную актрису Ольгу Кузину – которая нечасто появляется в кино.


Одним из определяющих моментов художественных фильмов «Богиня. Как я полюбила» и «Последняя Сказка Риты» является то, что все действие и вся картина концентрическими кругами отходят от персонажа Литвиновой. И если этих кругов: действующих лиц, переплетений сюжета и событийных линий не так много, в поле внимания остается одна Рената Муратовна. Отчасти поэтому вся «Последняя сказка Риты» периодически производит впечатление отснятых эпизодов незавершенной картины, где тщательно проработана линия всего одного персонажа. Но, если другому режиссеру подобная вольность была бы непростительна, то в данном случае фрагментарность произведения приобретает свой шарм. В каком-то смысле все, что делает Литвинова - сценарии, фильмы, все их элементы: стиль, костюмы, персонажи, ее комментарии к фильму и даже вся жизнь Ренаты Муратовны – представляет собой тотальное произведение искусства. Для нее не существует противоречий между искусством и жизнью, а есть лишь общее пространство, которое она последовательно режиссирует. И в данном случае такое сравнение вовсе не фигура речи, а действительно оригинальный способ реализации своего экзистенциального проекта.

«Последняя сказка Риты» рассказывает историю последних дней молодой и неизлечимо больной женщины. Однако тема смерти у Литвиновой носит более обширный характер, и проникает гораздо глубже: в саму ткань повествования. Любая узнаваемая структура, которая проявляется в фильме: будь то последовательная история, речь героя или жесты, уже подернуты тленом смерти и разрушения. Везде, где должна выстроиться четкая структура, неожиданно вкрадывается повторение, прерывание, излом и вместо предсказуемого ритма - появляется контрапункт. Словно ничему созидательному, что не намекает о разрушении, нет доверия. Неслучайно зло в фильмах Ренаты Литвиновой почти всегда воплощают влюбленные в жизнь толстяки – как правило, второстепенные персонажи. И главный их порок, очевидно, состоит в сильной и недальновидной привязанности к жизни, с которой рано или поздно придется расстаться.

Не может не расстраивать тот факт, что все богатство визуального ряда «Последней сказки Риты» было неосмотрительно поставлено в зависимость от молодых специалистов, выпущенных устаревшей системой кинообразования. Откровенно низкое качество изображения местами делало фильм похожим на очередную дипломную работу студента ВГИКА. С другой же стороны, возможно, именно непрофессионализм операторов сообщил картине некоторую наивность, которая в сочетании с замкнутым пространством действия, яркими костюмами, нарочитым символизмом и четким разделением на плохих/хороших персонажей вызывает ассоциации с традиционным и более архаичным видом искусств, таким как театр Кабуки.

В фильмах Ренаты есть узнаваемый момент: некие персонажи, которые путешествуют из мира живых в мир мертвых. В «Нет смерти для меня» кинобогини советской эпохи приходят из потустороннего экранного мира и обретают черты живых женщин. В фильме «Богиня. Как я полюбила» персонаж Максима Суханова – Профессор – в поисках встречи с умершей возлюбленной изобретает «мертвую воду», способную провести живого по ту сторону зазеркалья. В «Последней сказке Риты» Ангел Таня Неубивко с лакированной косой в экзотическом кокошнике путешествует между мирами, утешая и сопровождая понравившиеся ей души на тот свет. Известно, что в традиционных культурах переходить из мира живых в мир мертвых и возвращаться обратно может только шаман: он контактирует с духами умерших предков для того, чтобы получить от них помощь или ответы на вопросы. Впрочем, Рената Литвинова и сама в каком-то смысле шаман, который облачается в экзотический наряд, исполняет мистический танец и измененным голосом передает из кинематографического мира мертвых в мир живых – зрителей – свои знания об устройстве мира.

 

 

Александра Набиева