Соревнование двух столиц: Frieze vs FIAC

Екатерина Буркуш о двух главнейших европейских арт-ярмарках

 

Октябрь радует сразу двумя событиями арт-рынка мировой величины – только в воскресенье закончилась лондонская ярмарка современного искусства Frieze, а парижская FIAC уже стартует в четверг. Напряженный график как для дилеров, так и для коллекционеров, и еще один повод для двух европейских культурных столиц померятся авторитетом, вкусом и деньгами. Для Frieze 2010 год – шанс восстановить силы после прошлогоднего существенного падения продаж, а для FIAC – утвердить лидирующие позиции и продолжить успешный курс предыдущих годов.

Прошлой весной арт-рынок проснулся от кризисной экономической спячки 2008 – 2009 годов. Поначалу коллекционеры вернулись в аукционные дома, где торговцы произведениями искусства всегда готовы предоставить успокоительный список предыдущих успешных продаж. Хуже пришлось галереям современного искусства, поскольку здесь дилер вынужден убедить потенциального покупателя в выгодности приобретения еще не опробованного на рынке арт-товара. Но главным событием, знаменующим окончательное восстановление экономической состоятельности лондонского покупателя, стал ежегодный октябрьский аукцион Christie's «Послевоенное и современное искусство», с которого началась ярмарка Frieze. Гвоздем программы было произведение Демиэна Херста «Я стал смертью, разрушителем миров» / I Am Become Death, Shatterer of Worlds. За калейдоскопическое пятиметровое полотно, выложенное крыльями бабочек, владельцы картины – лондонская галерея «Gagosian» – предполагали выручить от 2,5 до 3,5 миллионов фунтов стерлинга. Однако картина ушла с молотка всего за 2,2 миллиона фунтов (3,5 миллиона долларов). Это самая важная (читай: самая дорогая) работа автора, выставленная на торги с 2008 года, когда Херст побил все рекорды аукциона Sotheby's, по иронической случайности продав 223 лота стоимостью 111 миллионов фунтов в те роковые дни, когда обанкротился инвестиционный банк Lehman Brothers. Целых два года лондонские коллекционеры бережливо воздерживались от значительных капиталовложений. Вероятно, именно по этой причине прошлогодняя Frieze прошла вяло, получив всего половину от прибыли предыдущего года.

На сегодняшний день ярмарка современного искусства Frieze в Лондоне входит в четверку самых крупных ярмарок мира вместе с TEFAF в Маастрихте, Art Basel и Art Basel Miami Beach. «Карьера» мероприятия, без преувеличений, была стремительной. Основанная владельцами журнала Frieze Амандой Шарп и Мэтью Слотовером в 2003 году, ярмарка в рекордно короткие сроки превратила Лондон в один из центров мировой торговли искусством, привлекая в Ридженс-парк передовые галереи из Европы, Америки, Азии, Ближнего Востока, России, Китая и Индии. Тогда, в 2003 году трудно было представить, что всего через несколько лет галереи «Tate» и «National Gallery» станут постоянными участниками ярмарки.

В этом году с 14 по 17 октября Frieze принимала 173 галереи современного искусства из 29 стран мира. Количество участников рекордное для ярмарки, к тому же в этом году к ней присоединились галереи из Новой Зеландии и Нью-Йорка. Ярмарку посетили свыше 60 000 зрителей. В программу входили выставки, показы фильмов, музыкальные концерты и скульптурный парк, где можно было увидеть произведения ведущих европейских скульпторов, в том числе работы Ханса Петера Фильдмана и Франца Веста.

Отдельная графа программы – проекты Frieze, призванные внести расслабляющую легкость в тяжелый, серьезный процесс купли и продажи.

В этом году под кураторством Сары МакКрори из Лондонской галереи «Studio Voltaire» было организовано девять таких проектов. Японец Эи Аракава и швед Карл Голмквист представили «Поэтический парк» - цикл интерактивных перформансов и инсталляций на тему поэзии. Заигрывая с идеей искусства как товара, Мэтью Дебеншир преобразил билетную кассу в инсталляцию, разукрасил ее в ярко-розовый цвет и придал форму, наследующую дизайн магазинов мобильных телефонов: таким образом, каждый, желающий попасть на ярмарку, становился частью интерактивной инсталляции Дебеншира. Габриэль Кюри заменил уличные пепельницы скульптурами, а Спартакус Четвинд организовал игру-состязание между двумя командами, соревнующимися за право триумфально проехаться на мультяшном котобусе из аниме-фильма «Мой сосед Тоторо». Ник Рельф предложил нескольким художникам сделать коробки для благотворительных пожертвований и самим выбрать организации, которым будут отправлены вырученные средства. Эти коробки были расставлены по всей территории Ридженс-парка, ежегодной резиденции Frieze, и каждый посетитель мог сделать пожертвование.

Трудно не согласиться с куратором Сарой МакКрори, которая подчеркнула, что проекты этого года «отличаются особой перформативностью». И интерактивностью, добавим мы. Джеффри Валланс, например, привлек экстрасенсов и устроил «спиритические сеансы», в ходе которых можно было пообщаться с духами известных художников – Леонардо да Винчи, ван Гогом, Марселем Дюшаном, Фридой Кало – и задать им вопросы об искусстве: важно ли искусство в загробном мире и что они думают о современном арт-рынке. Посредником между медиумами и публикой был модератор, разбирающийся в тонкостях современной ситуации в мире искусства.

Десятый проект Frieze представил призер премии Cartier Award Саймон Фудживара – британец японского происхождения, проживающий в Берлине и Мехико. Его проект был отобран экспертной комиссией среди 500 претендентов. Инсталляция «Замороженный» / Frozen предполагает, что когда-то на том самом месте, где сейчас проходит ярмарка, жила и процветала забытая потомками древняя цивилизация со своими художественными студиями, борделями и кладбищами. Результаты воображаемых археологических раскопок – артефакты погребенного под Ридженс-парком города – представлены в инсталляции.

В этом году продолжается открытая в 2009 секция «Frame», представляющая галереи, существующие не более шести лет. В 2010 году 25 галерей, отобранных Даниелем Бауманном и Сесилией Алемани, представили индивидуальные экспозиции художников.

Еще одна традиционная секция ярмарки – «Frieze Talks». Обсуждения актуальных вопросов искусства  в этом году проводились с участием Вольфганга Тильманса, Джереми Диллера, Сьюзан Хиллер, Томаса Деманда. Записи дискуссий можно прослушать на интернет-сайте ярмарки friezeartfair.com.

Все перечисленное выше создает отдельный, организованный по своим правилам мир ярмарки. Посетители отмечают ее формальную завершенность, кураторскую продуманность, что отличает ее от большинства ярмарок искусства, где царит покупательская лихорадка и невозможность даже на минуту остановиться, чтобы оценить произведение, не говоря уж о том, чтобы взглянуть на него во второй раз.

Очевидно, дебютная продажа картины Демиэна Херста вначале Frieze таки была добрым знаком, поскольку самые оптимистические ожидания организаторов ярмарки сбылись – общая прибыль от проданных картин составила 94 миллиона фунтов (148 миллионов долларов). Сумма вдвое превышает прошлогоднюю, следовательно, ярмарка вернулась на докризисный «нормальный» уровень. Самым дорогим лотом стала бронзовая скульптура всадника авторства итальянского скульптора Марино Марини, ушедшая с молотка Christie's за 4,5 миллиона фунтов. Кроме Херста, в список самых успешных продаж попали произведения Такаши Мураками (1,9 миллиона долларов) и Энди Уорхола (1,5 миллиона долларов), сообщает служба Telegraph. Стало быть, к коллекционерам вернулась уверенность в экономической состоятельности современного искусства.

В то время, как в прошлом году Frieze подсчитывала убытки, следующая за ней парижская ярмарка FIAC (Международная ярмарка современного искусства) многим подняла настроение. Несмотря на то, что ярмарка была учреждена в 1973 году, настоящий успех пришел к ней только несколько лет назад, когда в 2007 с окраин Парижа она переехала в сам его центр – отреставрированный Большой дворец изящных искусств под огромным стеклянным куполом. После того, как прошлой осенью рынок современного искусства пошатнулся, дилеры осознали, что цены на искусство модернизма, которое предлагает FIAC, более устойчивы и европейский покупатель все еще готов вкладывать деньги в произведения художников ХХ века. Однако, за последние годы FIAC стала намного благосклоннее и к современному искусству.

В этом году основные события FIAC проходили с 21 по 24 октября в Большом дворце изобразительных искусств и Квадратном дворе Лувра. Сад Тюильри станет скульптурным парком и выставочным центром для инсталляций. Здесь же будет оборудован кинотеатр на 14 мест. Дженнифер Флей, директор ярмарки вот уже семь лет, утверждает, что после прошлогоднего успеха количество заявок на участие в FIAC удвоилось. Из 640 претендентов было отобрано 194 галереи, представляющие 3500 художников. Чуть больше трети утвержденных галерей (72) – французские, большой процент составляют также галереи из Германии, Соединенных Штатов, Италии, Бельгии, Швейцарии. Впервые представлены галереи из Японии, Мексики, Южной Кореи и Ирландии. Очевидно, FIAC только начинает вырываться из староевропейской замкнутости и прощупывать почву других континентов.

Примечательно, что в этом году в ярмарке впервые примут участие такие акулы современного арт-рынка как галереи «Blum & Poe» из Лос-Анджелеса, представляющая таких известных художников, как Такаши Мураками,  и  «Gagosian Gallery», имеющая представительства в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне, Риме и Афинах. Недавно Ларри Гагосян открыл в столице Франции свой очередной, девятый филиал.

В фокусе FIAC – искусство модернизма и современное искусство. Кроме самой ярмарки, в рамках FIAC будет показана программа перформансов, а также нововведение этого года – демонстрация фильмов художников. Дженнифер Флей подчеркивает, что ввиду огромного количества желающих, эксперты были крайне избирательны, поэтому зритель увидит только лучшие проекты. Организаторы обещают, что длительность фильмов не будут превышать 30 минут, и они будут демонстрироваться в режиме «нон-стоп».

На несколько дней Париж охватит бурная культурная жизнь, даже для него несвойственная. Параллельно с ярмаркой в Париже будет проходить ряд выставок: в Версале можно будет увидеть произведения Такаши Мурками, Жан-Мишель Баския и Ларри Кларк будут выставляться в Музее современного искусства, Габриель Ороско – в Центре Помпиду, Адам МакЭвен – в Palais du Tokyo.

Среди центральных проектов ярмарки – персональная выставка японской художницы Яйой Кусама и ее инсталляция в саду Тюильри, работа Субодха Гупты, привезенная из Бомбея, совместный проект Майкла Крейга-Мартина и Клодин Папиллон. Специально для FIAC американский скульптор Barry X Ball создал скульптуру «Спящий Гермафродит». Изваяние из черного мрамора аппелирует к известной одноименной статуе периода эллинизма, хранящейся в Лувре. Наконец, интересный для украинского читателя факт: в Квадратном дворе Лувра покажут фильм Бориса Михайлова, харьковчанина по происхождению, ныне живущего и работающего в Берлине. Дебют Михайлова на FIAC состоялся в 1993 году, тогда на ярмарке была представлена его фотографическая серия «Сумерки».

C 2000 года на ярмарке FIAC проходит награждение избранного участника премией Марселя Дюшана, учрежденной французскими коллекционерами. В прошлом году ее лауреатом стал французский художник Саадан Афиф, в этом же на награду претендуют Анна-Мария Шнайдер, Камиль Энро, Сиприен Гайар и Селест Бурсье-Мужено.

Подводить итоги пока рано, но вряд ли 2010 год станет для FIAC менее успешным, чем предыдущий. Ситуация на рынке оздоровилась и европейский покупатель снова потянулся к прекрасному, а программа ярмарки обещает быть увлекательной как для коллекционера, так и для простого ценителя искусства. В прошлом году FIAC привлекла свыше 80 000 посетителей, и 40% из них были иностранцами.

Современное искусство твердо удерживает позиции на арт-рынке, подтверждение тому – отчаянное соревнование за лидерство в этой сфере двух европейских столиц – Лондона и Парижа. В конечном итоге, то, что тяжким бременем ложится на плечи дилера (не так-то просто обеспечить себе место на двух ярмарках, которые проходят буквально в течение десяти дней), превращается в рог изобилия для покупателя и роскошное зрелище для рядового посетителя.

 

По материалам www.artinfo.com, telegraph.co.uk, www.fiac.com, www.friezeartfair.com