Староконка+Алленби: израильское молодое искусство в Одессе

До 27 июля в Музее современного искусства Одессы открыт проект молодых израильских художниц Даны Вейнгарт и Даниель Розенкранц “The Branching of the Fig”. Проект появился в 2017 году, а годом позже продолжен уже в Одессе — съемки одесской части происходили на Староконном рынке, а тель-авивской — на улице Алленби. На выставке в МСИО представлены две фотосерии из двух городов, а также бекстейдж съемок в Одессе. Авторы запечатлены в различных одеждах, фиксируя образы предлагаемые покупателям небольших магазинчиков и блошиных рынков.

 

Фото: Катя Бакурова

 

Название выставки отсылает к биографическому роману английской писательницы Сильвии Плат “Под колпаком”. Главной героине попадается рассказ в женском журнале, в котором монахиня и иудей ходят к дереву собирать спелые смоквы и считают, кто сколько собрал: “Моя жизнь предстала передо мной, как зеленая смоковница из этого рассказа. Я представила, как сижу между ветвей той смоковницы и умираю от голода — только потому, что не могу выбрать фигу по вкусу. Я хотела их все и сразу, но выбрать одну означало потерять остальные, и я сидела и не могла выбрать, и смоковницы сморщивались, чернели и тяжело падали одна за другой на землю у моих ног”.

 

Фото: Катя Бакурова

 

Впрочем, использование откровенно эйджистского термина “молодые”, в контексте деятельности Вейнгарт и Розенкранц принимает логичное звучание ввиду того, что для художниц их проект в Одессе стал первой совместной музейной выставкой. Что ж, ввиду отсутствия корректного варианта перевода английского обозначения emerging artist сочтем удовлетворительным использование термина “молодые”. Нередко о молодых художниках говорят как о таких, которые обязаны показывать новые подходы к процессу производства искусства, предлагать новую оптику и установки. Такая стигматизация новых акторов поля современного искусства создает удвоенное давление тогда, когда над персональным проектом работают две молодые женщины. Художницы применили собственные тела как ключевой узел проекта. Такой подход позволил им произвести крайне важную личностную работу – создание для себя же обширной зоны дискомфорта.

 

Фото: Катя Бакурова

 

По мнению самих авторов, женщинам может быть страшно сказать: “я хочу внимания”, – и тем более быть в центре музейной выставки. Такое утверждение обретает дополнительное звучание если мы говорим о проекте, реализованном в малознакомой культурной и институциональной среде. С другой стороны, рассматривая профеминистский характер практики дуэта Вейнгарт и Розенкранц, можно заметить также и мощный поликультурный отпечаток на формировании идентичности художниц. Именно в Израиле, в условиях политического, этнического, религиозного разнообразия, произошло столкновение феминистской политики западного и восточного типа. Возникает особая трактовка феминистской теории, тяготеющая к так называемому поликультурному феминизму, который предполагает отстаивание права неевропейских женщин на собственную уникальную идентичность, включая защиту нетипичных прав и свобод, а также праве обозначать себя как отдельное течение в общей феминистской политике.

 

Фото: Катя Бакурова

 

Вейнгарт и Розенкранц называют себя фотографами, несмотря на то что фактически выступали в роли авторов-моделей. “Примерка” новых идентичностей реализуется авторами не только в рамках тестирования различных типов одежды и изучения ее влияния на самоощущение, но и как тестирование различных ролей в реализации концепции проекта.

 

Видео: Fragment Collective


Проект The Branching of The Fig в ироничной, подчас гротескной манере, утверждает право индивида на высказывание. Именно эта идея заложена и в самом процессе реализации проекта, и в его последующем выставочном представлении. Съемки в публичном месте, связанные с постоянным переодеванием, а также буквальным обнажением, создают ситуацию контраста между смущением в сокрытии своей наготы за импровизированными ширмами, но в то же время, когда художницы принимают заранее выбранную повторяющуюся позу, непоколебимость их альянса и безапелляционность любого решения уже не вызывает сомнений.

 

Контраст сред — Староконки и Алленби, как и контраст состояний, позволили подчеркнуть в проекте как уникальную мультикультурную идентичность дочерей Израиля, так и непринужденность юного эксперимента, который удалось сформировать в увлекательный исследовательский проект на грани публичного и приватного.