Степан Рябченко: «...я скорее не рисую, а проектирую среду в формате изображения»

Степану Рябченко, как никому другому из молодых украинских авторов современного искусства, подходит определение медиа-художник. В своем творчестве он программно использует современные компьютерные технологии, что не мешает ему создавать произведения, которые не только не отрекаются от художественной традиции, а наоборот, активно взаимодействуют с ней. Балансируя на грани классических и новых медиа, работы Рябченко, по аналогии с cовременным миром, в котором стираются границы между реальным и виртуальным, размывают границы между классической картиной и цифровым изображением. К современному искусству художник пришел через архитектуру, не только не перестав заниматься ею, но и достигнув определенных успехов. Свои цифровые принты, по аналогии с архитектурными проектами, он характеризует как проектирование среды в формате изображения, но несмотря на это, считает их картинами. Таким образом, занятие архитектурой для художника это не просто дань образованию, которое он получил в Одесской академии строительства и архитектуры. Отличаясь возвышенной монументальностью, граничащей иногда с утопичностью, откровенной эмоциональностью и выраженной динамичностью, а также богатой художественной образностью, архитектурные проекты Cтепана Рябченко логичным образом перетекают в художественную деятельность, очерчивая круг основных устремлений художника.

 

Степан Рябченко. Фото: Сергей Ильин


Сергей Канцедал Ты хорошо представлен на украинской арт-сцене: выставка 20-ти номинантов Премии PinchukArtCentre, участие в выставочных проектах «Космическая Одиссея», «Незалежні», Биеннале современного искусства ARSENALE 2012, «Миф «Украинское барокко». Неплохо как для молодого художника.

Степан Рябченко Нужно отдать должную благодарность кураторам этих масштабных, очень важных для меня проектов, и я рад, что оказался в числе художников, приглашенных к участию. В первую очередь, это мое участие в выставке номинантов в PinchukArtCentre. Эта выставка оставила у меня самые яркие и позитивные впечатления. Проект «Независимые» дал возможность выставиться рядом с ведущими украинскими художниками. Я был представлен своим триптихом «Птица. Клетка. Люстра». Когда же меня пригласили к участию в проекте «Космическая Одиссея», оказалось, что я работал над темой, которая очень естественно, на мой взгляд, вписалась в этот проект. Тут произошло совпадение кураторской концепции и моих размышлений о человеке во Вселенной и микрокосмосе. Участие в ARSENALE позволило мне реализовать свой замысел - работу «Новая эра» в том виде, как я ее изначально задумал. Последней крупной выставкой в этом году был проект «Миф «Украинское барокко». В рамках концепции этой выставки оказались две мои работы – «Искушение святого Антония» и проект «Сельский клуб».

Семейное гнездо. 2010


- Совсем недавно ты участвовал в архитектурном конкурсе «Я так вижу!» в рамках Build Tech 2012, который проходил в Одессе, и получил награду. Расскажи, что это был за проект?

- Проект называется «Семейное гнездо». Представьте себе дом, который вы можете при необходимости достаточно быстро разобрать и собрать уже на новом месте. Это четыре объема для двух жилых пространств, скрепленных металлической конструкцией и объединенных лестницей и лифтом, по желанию. Мне хотелось органично совместить эту архитектурно-техническую идею трансформации и мобильности с ярким художественным образом.

 

- Какими принципами работы ты руководствуешься при создании архитектурных проектов? Что общего у архитектуры и изобразительного искусства и как ты совмещаешь их в своей деятельности?

- Я мыслю категориями идей и образов. Эти два принципа роднят, на мой взгляд, все искусство. Архитектура, изобразительное искусство, скульптура... Нет никаких границ, все перетекает из одного в другое, наталкивая меня на новые идеи, – это естественное взаимодополнение.

Проект «Музей актуального искусства» в городе Одесса. 2009

Проект «Музей актуального искусства» в городе Одесса. 2009


- Удалось ли тебе реализовать хоть один архитектурный проект? Я знаю, что у тебя есть идея создания Музея современного искусства в Одессе?

- Пока все мои проекты ожидают своей реализации. «Музей актуального искусства в Одессе» спланирован мной в прибрежной зоне парка имени Шевченко (бывший Александровский парк), рядом с фрагментом стены карантинной гавани. Данная территория представляет собой площадку с видом на порт, который является превосходным фоном для современного искусства.
В прошлом эта территория Александровского парка была местом, где регулярно проводились всевозможные выставки в специально созданных павильонах, где можно было отдохнуть на природе и открыть для себя что-то новое.

Поэтому идея создания данного музея в Одессе имеет целью восстановить эту функцию парка и реабилитировать памятник архитектуры и истории, – остаток стены карантинной гавани с её подземной частью, включив ее в состав нового музея. Такой синтез прошлого и современного дает новое звучание этому историческому месту. Архитектура нового музея в образном контексте рассматривается как «Бастион искусства», то есть предлагаемый проектом стилистический посыл к крепостной архитектуре вполне сознателен. Я очень надеюсь, что этот проект удастся реализовать. 

 

- Пока такого музея нет даже в Киеве. В Одессе есть предпосылки для того, чтоб такой музей появился?

- Конечно! Одесса всегда являлась культурным центром и сегодня развивается в этом же направлении. Это один из самых красивых городов Европы. Сегодня Одессе просто необходим такой центр для дальнейшего развития. В Одессе есть два академических музея – художественный и западного и восточного искусства. Теперь осталось создать музей актуального искусства, который будет динамично развиваться, в котором будут проводиться масштабные международные выставки современных художников, фестивали и образовательные программы.

Проект «Дом архитектора». 2006


- Как, по-твоему, современному художнику необходимо иметь художественное образование? Ты, например, учился на архитектора...

- Да, я получил архитектурное образование и считаю это полезным – именно архитектура отразилась на моем понимании искусства в целом.

 

- Каким образом?

- Когда я начал проектировать архитектуру, я пришел к комплексному пониманию формирования среды. Это повлекло за собой создание скульптуры и начало работы в области изобразительного искусства. Поэтому скорее именно архитектура дала мне толчок заниматься другими видами искусства.

 

- А образование?

- Я думаю, что образование нужно, чтобы получить определенный опыт и пополнить свои знания, а потом все делать по-своему (смеется).

 

- А на кого ты ориентируешься, я имею в виду из современных художников?

- Мне очень импонирует подход Ле Корбюзье – «Я иду к человеку, к людям, чтобы постичь смысл моей профессии». Из современных живописцев мне нравится Дэвид Хокни. Он дал нам хороший совет – «верить только в то, что делает художник, а не в то, что он говорит о своей работе».

 

Смерть Актеона. 2009


- Твой отец – известный живописец Василий Рябченко. Насколько я знаю, ты художник в нескольких поколениях…

- Отец – очень разносторонний художник. Не важно, что это: живопись, графика, фотография или инсталляция... Везде проявляется его характерный артистический стиль. Некоторые его работы вдохновили меня на создание своих, например «Смерть Актеона» (1987 г.).

Мой дедушка был художником-графиком. Темой его работ были герои гражданской войны, украинская природа и Одесса. После себя он оставил графические листы, офорты, гравюры и линогравюры.

 

- Ты один из художников в украинском искусстве, который программно использует компьютерные технологии для создания собственных произведений. Как ты пришел к этому?

- Для меня это органично и это доставляет мне радость (улыбается). Вдобавок я считаю, что искусство должно говорить языком своей эпохи, а цифровое искусство, на мой взгляд, отражает стиль современной жизни, в которой размываются границы реального и виртуального миров.

 

- Как долго ты работаешь c компьютером?

- Работать с компьютером я начал еще задолго до института. В детстве мне подарили игровую приставку, в которую я любил играть, потом появился первый персональный компьютер, который я разносторонне осваивал, потому что мне это интересно. В институте на своем потоке я был единственным, кто на первом курсе чертил на компьютере, тогда как все чертили руками. И я не видел смысла делать это по-другому! На компьютере это получалось быстрее и качественнее.

 

Проект «Небесная лестница». 2011


- Искусство так называемых «новых медиа» слабо развивается в Украине. C чем это связано, на твой взгляд?

- Наш рынок искусства находится в стадии формирования. И хотя у искусства «новых медиа» большая перспектива – большинство покупателей сегодня больше верят в традиционные виды искусства, – это связано со стереотипом мышления. Но это вопрос времени.

 

- Может быть, это связано с «картиноцентризмом», который характерен для украинского искусства? Живопись сегодня, как и 20 лет назад, является здесь главной, довлея над всеми остальными жанрами своим авторитетом, подтверждение чему – последний кураторский проект Александра Соловьева в Арсенале. Активное использование технологий может дать импульс к развитию новых видов в искусстве в Украине?

- Я думаю, что развитие искусства связано в первую очередь с художниками, с их видением и генерированием новых идей. Искусство должно быть разное и тотально всем переходить на новые технологии не стоит. Это и не получится. Каждый должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. Я очень уважаю художников старшего поколения. И то, что у нас есть хорошая живописная традиция – это здорово!

 

- Ты создаешь работы, которые оперируют понятиями, характерными для классической картины, с ее монументальной и эпической сюжетикой, сложными, многофигурными композициями, экспрессией цвета. Как тебе удается сочетать живописную традицию с компьютерными технологиями?

- Понятия не имею (смеется).

 

- Тогда скажи, ты считаешь свои работы картинами?

- Да.

Проект «Сельский клуб». 2007


- В твоих работах много отсылок к барокко, что проявляется в декоративности форм и разнообразии элементов, в замысловатости фигурных композиций и чувственной возвышенности, в динамичности образов.

- Не могу сказать, что барокко является для меня ориентиром или отправной точкой. Но я думаю, что барокко в некотором смысле созвучно сегодняшнему миру, с его разнообразием, ускоренным темпом жизни и динамикой развития, и это естественно отражается в моих работах.

 

- Сначала ты создавал живописные абстракции средствами компьютерной графики, а теперь масштабные многофигурные композиции. Чем обусловлен такой резкий переход?

- Я всегда ищу образ. Такой переход, возможно, обусловлен последовательностью моих поисков. Вначале это были идеи создания новых форм, поиска пластических решений и работы с цветом. Потом все это нашло свое применение, но уже в совершенно другой плоскости, которая подразумевает собой создаваемую мной среду со своим пространством, образами и их взаимодействием между собой и зрителем.

 

- Образы в твоих работах балансируют на грани реального и вымышленного, я бы даже сказал, что в них присутствует какая-то «мультяшность»…

- В мире искусства они себя прекрасно чувствуют (смеется). 

 

- Твои работы выглядят очень «по-европейски», но в тоже время они опираются на местную живописную традицию, в них ощущается украинский колорит. Есть ли интерес со стороны иностранных кураторов к твоему искусству?

- Не знаю. Я не участвовал в зарубежных кураторских проектах, но хотел бы.

 

- Я бы охарактеризовал твои работы как живопись средствами компьютерной графики.

- Для меня в моих работах, прежде всего, важна идея и образ. Я экспериментирую всеми доступными мне средствами. Но я скорее не рисую, а проектирую среду в формате изображения.

 

Проект «Герои». Pinchuk Art Centre. 2011


- В рамках выставки 20-ти номинантов Премии PinchukArtCentre ты представил цикл работ под названием «Герои». В чем идея этого проекта?

- Исторически сложилось, что героизм – это неотъемлемая часть жизни. Ведь в герое собирается то лучшее и ценное, к чему мы стремимся сами. И по тому, какие у нас герои, можно судить и о нас самих, о тех ценностях, которые нам важны и дороги. Одна из причин отсутствия сегодня явных героев - размытость ценностей, неясности, куда и зачем мы идем. И в связи с этим, я хочу эти границы восстановить и обозначить. Искусство рождает диалог между работой и зрителем и дает возможность каждому подумать. Обращение к древнегреческой мифологии в работе «Смерть Актеона», к современной мифологии, которая создается средствами массовой информации, в работе «Лимонные цыплята спасутся» и духовной литературе в работе «Искушение святого Антония» сложилось в повествование о сущности человеческой природы, ее силе и возможности совершенствования. На открытии выставки один из западных журналистов задал мне приблизительно такой вопрос: «Как, по-вашему, каждый ли человек может стать героем?». И тогда я ответил, что в жизни каждого человека есть место подвигу, и он обязательно его совершит. Хотелось бы узнать, что об этом думают другие.

 

- Как это ни парадоксально, но мне кажется, что на самом деле героев сейчас больше, чем было раньше, просто это понятие трансформируется, переходя из элитарного в массовое, из политического в этическое, из внешнего во внутреннее

- Возможно, кстати, в ходе истории трансформируется и само понятие этого слова, но я уверен, что герои даются нам свыше – в моих работах их объединяет судьбоносный случай.

Явление. 2012


- В рамках Kiev Sculpture Project 2012 ты создал скульптуру «Явление» и стал обладателем специального приза в размере 3000 евро. Расскажи подробнее про эту работу.

- Когда я узнал, что конкурс будет проходить в Киевском ботаническом парке им. Гришко, то очень обрадовался. Это мой любимый парк в Киеве, а концепция работы появилась, когда я начал интересоваться историей данного места. К моему удивлению, место оказалось непростое! До того, как здесь появился Ботанический сад, вся эта территория принадлежала Свято-Троицкому Ионинскому монастырю, который сегодня находится на его территории. Основателем этого монастыря был православный святой – Иона Киевский чудотворец. Ему дважды являлась Богоматерь и указывала на то, что на этой территории он должен построить монастырь. По описанию святого, появлению Богородицы предшествовало сошествие невещественного огня. Свою работу я посвятил этому событию и назвал «Явление». Надеюсь, что смог привлечь внимание киевлян к славной истории этого места и чуду, которое здесь произошло.

 

Архангел. 2011 


-  Также у тебя есть работа «Архангел». Почему тебя волнует религиозная тема?

- Меня интересует историческое и культурное наследие всей христианской церкви. Иконы, настенные фрески прошлых эпох, росписи древних храмов и монастырей впечатляют меня своим величием, красотой и силой высказывания. Мой Архангел – это страж, стоящий у врат искусства.

 

- А искусство нужно охранять?

- Искусство – это мир чувств, который также подвержен атакам злых сил, например, тоски и уныния.

Из цикла «Компьютерные вирусы» - «Smiley». 2009


- Твоим работам чужда политическая проблематика, не боишься показаться анахроничным в контексте современной ситуации, когда искусство все более тесно связано с политикой?

- Есть искусство, которое активно рефлексирует на некоторые сиюминутные политические и социальные ситуации, борясь с которыми, оно приобретает критический окрас. Хотя такое видение задач творчества имело и имеет право на существование, мне все же ближе мысль Антония Сурожского, которую я могу применить к своему творчеству: «Зло не разрушают, не уничтожают, но строят добро. Так же как мрак рассеивается не иначе, как внесением в него света».

 

 

Сергей Канцедал

Фото: Алексей Яловега