STRICHKA: DJ vs VJ?

Взаимосвязь медиа-арта и электронной музыки можно воспринимать по-разному. Это содружество двух самодостаточных форм искусства вызывает много вопросов, на каждый из которых можно получить так же много ответов. И все они будут верны. С точки зрения публики, которая приобщилась к электронной музыке через искусство, например, звуковые картины могут являться скорее результатом воображения, визуальной фантазией, которая обрела звуковую форму. То есть для них «видимое» будет первичным.

 

А с точки зрения тех, кто изначально приходил за музыкой, а получил еще и визуальный опыт, виджеинг может показаться лишь дополнительным шоу для усиления эффекта от музыки. Понимаете, танцующих постепенно разбаловали, приучив к видео-инсталляциям и сложному маппингу, и теперь танцующие спорят о вечном: что же главнее? Да и мы спрашиваем: вижуалы – полноправная составляющая музыкального события или лишь часть декорации?

 

Иван Светличный, SVITER art group, CLOSER: BRAVE! FACTORY || BAMBOUNOU / MARCELUS / MONSIEUR GEORGET / ARK / LOSOUL Фото: Макс Роботов

 

Так же, как и во всем остальном искусстве, в мире кодов визуальных программ и проекторов тоже существует дискуссия на тему «творчество/ремесленничество». Однако будет глупо остановиться на любом из множества правильных ответов. Тут уместен лишь разговор и никак не спор. Поговорим и послушаем.

 

«Бывают такие виджеи, которые для своих работ тратят огромный ресурс, но при этом результат ничем не отличается от визуализации I'tunes. И они ведь используют программное обеспечение, над которым трудились тысячи людей»


Макс Роботов, Sviter art-group


Условно говоря, есть виджеи-программисты, а есть виджеи-художники. Первые увлечены процессом, вторые нацелены на результат. Результатом может стать создание визуальной среды восприятия музыки. Ведь им подвластно не только видимое изменение архитектурных форм пространства, в котором звучит музыка, а также другие иллюзионистские приемы.

 

«Каждый раз, продумывая новую концепцию вечеринки, мы думаем не об одном событии, а готовим сразу десять наперед. Нам интересно каждый раз создавать новое пространство. Как будто каждый раз приходишь в новый клуб»


Иван Светличный (о серии вечеринок Brave!Factory в арт-центре Closer)

 

Самая «дружественная» среда для медиа-арта – это экспериментальная электронная музыка. В Киеве можно убедиться в этом, посетив любой из концертов клуба KONTRAPUNKT и ежегодный Next Sound Festival, который сопровождается медиа-инсталляциями и виджеинговыми работами чуть ли не всех медиа-артистов, работающих в столице.

 

«Nextsound – это фестиваль, который старается равняться на европейские образцы. В Европе культура медиа-арта сегодня достаточно высока и занимает большую долю наполнения мероприятий. Я с большой надеждой смотрю на возможность расширения визуальной части Nextsound за счет контента от украинских медиа-артистов. Уже и в Украине сильная визуальная часть фестиваля становится сегодня такой же важной составляющей, как и звуковая. Пресловутая власть визуального будет укрепляться все больше, что дает возможность развития этого направления искусства».


Андрей Кириченко, основатель фестиваля Nextsound

 

В Европе же содружество аудио- и визуальных проектов начало развиваться гораздо раньше и соответственно успело пойти дальше. Например, один из первых фестивалей музыкально-художественных экспериментов был основан в Берлине в 1982 (!) году. Естественно, в самом свободном и творческом районе Кройцберг.

 

Фестиваль ATONAL

 

Издание об электронной музыке THUMP еще в 2013 году заявило, что времена, когда диджей играл в темном углу и только пара лазеров могли служить развлечением для наших зрачков, уже прошли, ведь будущее – визуально. Несмотря на это, до сих пор существуют диджеи и артисты экспериментальной электроники, которые не хотят отвлекать внимание своих слушателей световыми эффектами, маппингом и вообще не воспринимают творчество виджеев. Они хотят сосредоточить все внимание на звуке, не отвлекаясь на образы. И аудиторию от этого не теряют.

 

Но учредители многих европейских фестивалей электронной музыки и вправду начали активно нанимать кураторов искусства, все больше уважая роль визуальных артистов в создании атмосферы фестиваля.

 

Например, берлинский фестиваль CTM из сугубо электронно-музыкального перерос в междисциплинарную платформу, которая действует не только во время фестиваля и не только в Берлине. Но область их интереса – это пересечение новых музыкальных течений с визуальным искусством и технологиями.  Платформа CTM объединяет инициативы по поддержке молодых музыкантов. Например, серия концертов Berlin Current в легендарном клубе Berghain и многое другое. Некоторые их проекты поддерживаются различными международными фондами и, конечно, проектом ЕС Creative Europe.

 

Deep Web. A kinetic audiovisual installation and performance by Christopher Bauder & Robert Henke


Кроме Nextsound в Киеве проходит (уже в третий раз) фестиваль STRICHKA в переоборудованных в танцполы бывших цехах лентоткацкой фабрики на Нижнеюрковской, 31. В сложной режиссуре фестиваля особое внимание уделяется визуальной части, а особенно – открытию фестиваля, на котором всегда играют музыканты экспериментальной электроники из разных частей света. В этом году это супер-звезды не только музыкального мира, но и мира визуального искусства – Alva Noto, (известный также как медиа-художник Carsten Nicolai) и Murcof – музыкант, приближенный к визуальному лейблу AntiVJ.

 

Alva Noto представит собственную визуальную программу. Как медиа-художник Карстен работает с начала 90-х, хотя более известен как музыкант (особенно, после номинации на премию «Золотой глобус» за саундтрек к оскароносному фильму «Выживший»).

 

Carsten Nicolai - unidisplay

 

Его работы созданы не как иллюстрация к музыке, а как самостоятельные инсталляции – в масштабах от камерного до монументального. Но способ мышления в музыке и в художественных произведениях – один. Может, именно поэтому Alva Noto называет себя sound artist.

 

AntiVJ, с которыми часто сотрудничает другой хедлайнер STRICHKA, Murcof, – знаменитая команда, которая кроме аудио-визуальных коллабораций, занимается созданием масштабных световых инсталляций. В своих перформансах они заставляют публику получать каждый раз новый опыт восприятия.

 

Общую визуальную часть  STRICHKA взяли на себя Sviter art-group и Иван Светличный, а также, по традиции фестиваля – Tenpoint.

 


«STRICHKA – одна из немногих прощадок, если не единственная, где можно работать с чистой совестью на стыке медиа-арт и шоу. Если к этому добавить то, что на фестивале играет музыка, которую мы любим, а вокруг тебя – люди, которых мы любим и уважаем, в итоге мы получаем практически идеальные для нас условия. На прошлом фестивале мы работали на 4-х локациях. Все они были разные, но все получились хорошо, несмотря на традиционно ограниченное время и ресурсы (в первую очередь – человеческие)».


Максим Побережский, Tenpoint VJ's


А может быть, диск-жокей, который выступает с визуальным артистом на одной площадке - это и есть дискуссия? Их дискуссия? И насколько приятно наблюдать за этой беседой – зависит уже от таланта обоих артистов? Вряд ли: диджей, как правило, не видит/не слышит своего собеседника. Они просто создают каждый свою часть общего пространства, – визуальную и звуковую, – и достойны друг друга.

 

 

***

Ксения Малых – куратор визуального искусства арт-центра Closer.

 

 

Тимур Баша – арт-директор Closer, резидент клуба.

 



Культурний маршрут (20-26 жовтня)