Стюарт Хоум: «Литература - для идиотов»

Скандальный писатель, художник, режиссер, публицист, Стюарт Хоум стал известен после написания таких романов, как «Дерзкие позы» («Defiant Pose»), «Не жаль» («No Pity»), и «Красный Лондон» («Red London »). Эти романы являяются копией новеллы британского скинхедского писателя Ричарда Аллена, смешанной с порнографией, политической агитацией, историческим экскурсом к панк-року и художественным авангардом. Кроме того, Стюарта считают целителем и ведущим сторонником голой панк-йоги свингеров.

Иллюстрация: Инна Козак

- У тебя, кажется, никогда не было постоянной работы. Однако тебе удалось зарабатывать, воплощая свои прихоти. Расскажи о финансовой стороне дела. Каковы доходы художника Стюарта Хоума? Есть ли у тебя какие-то реальные финансовые рецепты для будущих легенд андеграунда?

- Если бы я работал на такой работе, которую нашел, когда бросил школу в 16 лет, я бы зарабатывал больше, чем занимаясь социальной инженерией. Тогда я работал на заводе, где из пробковой древесины производили пол для автобусов. У меня был стабильный заработок, хотя такую ​​работу не назовешь слишком показной. Но это было давно, и проработал я там всего несколько месяцев ...

Прибыли же в культурной индустрии очень нестабильны ... Среди плюсов - путешествия по всему миру за чужой счет. Если хочешь снимать кино и писать и при этом ничем больше не зарабатывать на жизнь, научись жить, тратя меньше. Потом, когда твоя работа начнет давать отдачу, ты сможешь сполна наслаждаться жизнью. Заработок от культурной инженерии почти невозможно предсказать, поскольку, даже если рассчитывать на продажи книг по всему миру, невозможно предсказать, как будут изменяться соотношение валют, а именно изменения курсов валют делают мой год финансово удачным или неудачным. Итак, если ты хочешь быть легендой андеграунда, самое важное - научиться не переживать из-за денег и знать, как жить дешево. Этот навык пригодится, если ты грабишь банки или занимаешься аферами. Разумеется, если занимаешься криминалом, то лучше скрывать свое состояние и выдавать себя за бедняка. Люди смотрят на тебя и видят жалкого, но продуктивного культурного инженера, поэтому ограбления банков или другая криминальная деятельность, которой я, возможно, занимаюсь, хорошо скрыты за этой дымовой завесой.



- Ты скептически относишься к определению «гениального» в искусстве? Как думаешь, определение гениальности - это вообще о чем? Для элиты, для масс, для среднего класса ...

- Любой может заниматься чем угодно, но никто не может делать все одинаково хорошо. Если ты над чем-то работаешь, ты становишься в этом лучше, а если работать настойчиво, то можно делать это что-то лучше многих других. Идея «гениальности» - это просто инструмент, с помощью которого боссы культурной индустрии запугивают конкурентов. Никто не делает чего-то хорошо с самого начала, но если обманывать людей, заставляя думать, что им за то не стоит даже браться - настолько это сложно, - то они и не пытаться. Определение «гений» также служит оправданием для тех селебритис культурной индустрии, которые зарабатывают огромные средства. Впрочем, следует помнить, что креативные инициативы обычно очень плохо оплачиваются.

Стюарт Хоум с надувной куклой. Фото: Джулия Кинг

- Какой год для тебя был самым плохим и какой наилучшим в финансовом плане?

- Если исключить чисто умозрительные заработки от вооруженных ограблений, наиболее прибыльными были годы, когда я получал позицию художника-резидента или писателя-резидента, или же большой грант от арт-учреждения. Мой заработок также состоит из роялти от книг. 2006 и 2007-й были моими лучшими годами - я тогда работал писателем в университете Страсклайд в Глазго и в Тейт-галерее в Лондоне. Тогда же я получил One To One Live Art Development Grant. А 1990-1993 годы были самыми бедными. Тогда я объявил художественный забастовку. Вместо того, чтобы зарабатывать деньги из чего-то креативного, я жил на государственное пособие по безработице, читал много книг и смотрел фильм о кунг-фу. Идея арт-забастовки состояла в том, что я отстранился от производства культурных объектов. Впрочем, это не мешало мне заниматься воровством. Я был зарегистрирован как безработный и получал пособие по безработице. Это было неким алиби для властей, чтобы не было вопросов, где я беру деньги, чтобы себя содержать.

Стюарт Хоум в процессе установки выставки "Человечество в руинах". Лондон. 1988. Фото: Грем Харвуд

- Насколько важны массмедиа для поддержания или субверсии понятий нации, национализма и идентичности в целом?

- Новостные медиа обычно национально специфичны, поэтому они тяготеют к укреплению национальной идентичности. Это может определять сознание зрителя, если он доверяет только новостям из той национальной территории, на которой вынужден жить. Я стараюсь потреблять медиа выборочно, поэтому совмещаю британский BBC с «Аль Джазира», проамериканский СNN с антиамериканским Russia Today. К сожалению, среди этих ресурсов ни одного антикапиталистического. Кроме того, онлайн можно найти содержательнее освещение новостей.



- Новый авангард, как бы ты его сейчас определил?

- Развертывание в сторону будущего! Об этом говорят некоторые современные российские и украинские антихудожественные коллективы, такие как «Война». Большинство из того, что делает «Война», выглядит радостно. Хотя групповые сексуальные действия в State Biological museum выглядят несколько поспешными и сделанными в состоянии стресса, но являются, несомненно, интернет-хитом в России. Все возвращается к основам, и я думаю, что большинство геев вернутся к девушкам. Все это doggie-style скоро пройдет. В дальнейшем больше равенства!



- Какие книги, по твоему мнению, следует обязательно прочитать современном левому интеллектуалу? И что посоветуешь посмотреть?

- Я все еще думаю, что Маркс - это очень хорошее начало ... Потом, возможно, немного Гегеля, чтобы разобраться в диалектическом материализме, и для контраста - комиксы «Майк Хаммер» Мики Спиллейн. Эта комбинация потом даст понять, о чем я говорю в своих романах ... Интеллектуалам стоит вообще разгрузить мозги, и мои книги могут в этом очень помочь!

Относительно вещей, которые нужно увидеть, я бы назвал Стоунхендж и подобные монументы, поскольку они демонстрируют, чего могли достичь примитивные и (вероятно) неиерархические общества.

Также стоит посмотреть на работы Флавио де Карвало, в частности утопические идеи города голых людей, а также на его реализованные проекты (равно как и на нереализованные) с характерным акцентом на перформанс-арт и трансвестию. Де Карвало (1899-1973) был художником и архитектором из Сан-Пауло. Получив образование во Франции и Великобритании, он планировал построить новый город, в котором не будет религии, форм собственности и браков. У него было видение урбанистической среды, в котором веселые влюбленные нудисты будут снимать с себя одежду и запреты для достижения либидного самоперевоплощения. Де Карвало хотел создать «Лабораторию эротики», где сексуальные фрики, которые любят развлекаться, смогут реализовать свои желания и открыть новые. Секс и нудизм должны были стать непрерывным ризоматичным (по аналогии с делением ДНК) опытом, который бы постоянно бифуркировал (от бифуркация) в субъективном сознании каждого индивида. Это была попытка через средства архитектуры размыть представление о формах сексуальности, которыми дееспособные индивиды могут наслаждаться по обоюдному согласию.

Стюарт Хоум позирует перед лаймхаузской пирамидой. Фото: Марк Аткинс

- Какой аспект искусства тебя больше всего интересует? Интеллектуальный? Эстетический?

- Я хотел бы отказаться от идей о каналах восприятия, которые навязывает капитализм, и преодолеть границы между интеллектуальным, эмоциональным, физическим и эстетическим. Моя цель - интегрироваться в реальное бытие человеческого сообщества, поскольку мы являемся существами социальными на фундаментальном уровне ... Поэтому цель - разрушить существующую общественную систему, в которой люди создают иерархию, акцентируя отдельные аспекты нашего бытия. Такое высвобождение должно сопровождаться, по возможности, обнажением, поскольку иерархия трудно удерживается там, где все голые.



- Как ты относишься к классическому в искусстве?

- Так же, как и ко всему прочему классическому - достаточно этого старого мусора, давайте создадим что-то другое. Люди склонны забывать, что важны не культурные объекты, а социальные связи в группах, которые их создают. Поэтому все культурные формы отмирают. В целом, культурные объекты перестают существовать, ведь социальных условий, в которых они были созданы, больше не существует.



- Каких художников ты уважаешь?

- Тех, которые вышли из искусства. Их немного: Бен Мореа, Генри Флинт, Лора Гемсер ... Искусство мертво, сожжем музеи!



- Ты считаешь, что левое искусство должно непременно быть не зрелищным (не спектакулярным)?

- Думаю, что люди слишком зависят от представления о зрелище и рекуперации. Я думаю, что для левых значительно важнее то искусство, которое является антиартистичным, а не антиспектакулярным. Я ищу не антиискусство, а скорее, завершение искусства.



- Что должно прийти после постмодернизма? Каковы главные характеристики эпохи, в которой мы живем?

- Я вижу постмодернизм как очередную ступень модернизма, возникшего во времена позднего капитализма. Далее будет настоящий коммунизм - не государственный «коммунизм», который является формой капитализма, - и конец искусства, каким мы его знаем. Эта эпоха характеризуется повышенным вниманием к бесконечной болтовне о вещах, которые не имеют никакого значения. Это эра распада.

Левитация в Театре Павильон в г. Брайтон в мае 1993 г., которая была организована Стюартом Хоумом в знак протеста против концерта Штокхаузена

- Ты считаешь, что сайты социальных сетей изменили мир? Каким образом? Почему тебя это интересует?

- Сайты социальных сетей, равно как и мобильные телефоны, изменили самоорганизацию людей. Фактическое общение стало проще, а вот эмоциональное, при посредничестве Интернета, не такое достижимое. Это до сих пор лучше делать с глазу на глаз. Но Интернет и мобильные телефоны очень упростили организацию ситуаций, в которых эмоциональное общение становится возможным. Сайты социальных сетей сыграли важную роль в недавнем политическом перевороте на Ближнем Востоке, и они будут продолжать помогать распространению антиправительственных и антигосударственных призывов по всему миру. К сожалению, реакционеры, которые хотят защищать государства, также могут использовать эти инструменты для мобилизации. Сайты социальных сетей создают новый вид общения, и производят такие знания о людях, которые раньше просто не могли существовать. Например, я еще с 1980-х общался с мэйл-артистами из бывшего восточного блока, преимущественно из бывшей Югославии, но только сейчас с помощью социальных сетей узнал, что у нас много общих музыкальных интересов, а также что мы разделяем заинтересованность в антиискусстве. Кроме того, общение через социальные сети поощряет некоторых женщин, которые живут далеко от Лондона, присылать мне свои ношеные трусики, в пластиковых пакетах. Я не знаю, почему они это делают, но такое случается.

С другой стороны, ты не имеешь компаний и интеллектуальных агентств, а используешь программы, пытаясь влиять на взгляды и поведение потребителей в социальных сетях. В основном это всего лишь код, который дает возможность для запуска 50 или около того профилей в социальных сетях с разными платформами. В программном обеспечении есть много информации для них, публикуются ссылки, это делает вид очень активного профиля. Те, кто пользуется программным обеспечением, работают с предположением, что у людей есть стадное чувство, и они будут там, где другие. Поэтому мы видим, что различные группы населения мира ускоряют ход в разных направлениях. Правящий класс хочет использовать социальные медиа, чтобы заглушить инакомыслие, для борьбы с тем, что эти платформы могут быть использованы для прогрессивного конца в местах, где преобладают потенциально революционные условия (а такие по всему миру).



- Чем является для тебя литература? Ты считаешь себя графоманом? Есть ли какой-то способ отличить графомана от реального писателя?

- Литература - это маленький палец на мертвой правой руке буржуазии. Она хоть и мертвая, но умудряется препятствовать нам достичь коммунистического экстаза. Мы, конечно же, должны переходить границу во всем, включая писательство. Что отличает работу так называемых настоящих писателей от графоманов, так это то, что работы "настоящих" лишены страсти, мертвые, скучные и не стоят чтения. Настоящих писателей надо раздеть догола и превратить в эротоманов - только тогда им можно позволить печатать книги. Литература - для идиотов.



- Ты, как писатель, не чувствуешь себя одиноким в мире, перенасыщенном информацией?

- Такого не бывает, особенно если ты в состоянии покорить информационный поток и развлекаться с ним. Я думаю, одиноко тем, кто прежде всего чувствует себя писателем, и только потом - человеческим существом. Но, как и все люди, причастные к производству литературы и других форм серьезного искусства, они психи, и им нужна помощь.



- И все же иногда ты чувствуешь себя одиноким?

- Никогда. В Лондоне очень просто встретить людей ... Нужно лишь выйти на улицу. Кроме того, у меня много друзей, поэтому я могу устроить встречу или просто позвонить кому-то. Даже если это поздняя ночь и все вокруг меня спят, я всегда могу поговорить с самим собой, ибо во мне живет много личностей, и большинство из них любят поговорить друг с другом.



- Что ты делаешь, чтобы развлечься?

- Мне нравится пить пиво из бутылки, выливая другую бутылку пива себе на голову. А еще - играть обнаженным в Твистер с оливковым маслом, играть в бутылочку на раздевание и рассказывать анекдоты. Если я чувствую себя где-то очень далеко, я ем фасоль по фунту в упаковке и оклеивают себя клейкой лентой от пояса и ниже. В результате давление в желудке создает радиальное ощущение, но вы должны быть осторожным, чтобы успеть развернуть себя прежде, чем ситуация станет опасной для жизни.



- Насколько для тебя важен секс? От чего ты получаешь удовольствие?

- Секс для меня очень важен - это универсальный медиум человеческого общения. Мне нравится, когда мне сосут член, именно поэтому сейчас я практикую так называемую гопо-йогу, чтобы достичь растяжки, которая позволит мне самому сосать свой пенис. В хатха-йоге это называется Плуг, а в чав-йоге - Глубокая Глотка. В этой позиции мужчине очень удобно добраться собственным ртом до своего члена. В чав-йоге мы концентрируемся на контроле своего пуканья, потому что если ты хорош в этом, тогда контроль дыхания - мелочи.

Я отследил корни чав-йоги до знаменитого грабителя поездов Ронни Биггса, который, практикуя асаны в Вандсвортской тюрьме, достиг необходимой для побега физической формы.



- У тебя есть какие-то кулинарные пристрастия?

- Мне нравится хумус - для еды, а также для сексуальных игр. Многим мужчинам нравится намазывать женское влагалище йогуртом перед тем, как лизать, но я считаю, что хумус даже лучше для этого! Также люблю острую пряную пищу. Карри - это круто. Из европейской еды больше всего люблю итальянскую. Но по всему миру есть много хороших блюд.



- Ты хотел бы приехать в Украину прочитать лекцию? Как думаешь, почему ты популярен в таких странах как Россия, Финляндия, Украина?

- Я бы с удовольствием приехал в Украину с лекцией или на литературные чтения, если бы меня пригласили. Мне нравится приезжать в новые места. Правда, речь может быть проблемой. У меня южно-лондонский акцент, и за юго-восточным регионом Англии и Австралией (где версия английского языка похожа), может возникнуть проблема с пониманием того, что я говорю. Нужен хороший переводчик.

Чарльз Буковски сначала стал популярен в Финляндии. Возможно, люди в Финляндии, России или Украине имеют лучший вкус, чем в Великобритании или Соединенных Штатах. Также помогло то, что в этих странах были скандалы, связанные с моими книгами. Я впервые посетил Финляндию через несколько дней после первых акций Фронта освобождения животных в этой стране. Поскольку в одной из моих книг упоминались такие вопросы, я оказался в центре внимания медиа. В России, по словам моего издателя, быть иски против меня за распространение антихристианских идей в книге «Стань перед Христом и убей любовь». Это еще один скандал, не инициированный лично мной. Я обычный парень с расчетливыми взглядами, однако, к сожалению, встревоженные авторитаристы могут увидеть, что все сказанное мной имеет смысл. Если бы они потратили вместе со мной несколько часов, стоя на голове голыми на пляже, я бы помог им решить многие их проблемы.


- Ты интересуешься геополитикой?

- Да, поскольку я стремлюсь уничтожить все национальные структуры и границы. Маркс говорил: «знай своего врага», - и его я вижу в лице Карла Хаусгофера и Самюэля Хантингтона. Они враги международного рабочего класса и человечества в целом.



- Как думаешь, стоит ли нам всем начать изучать китайский?

- Политика таких языков носит комплексный характер. Какие импликации имеет решение изучать мандаринский диалект, а не, скажем, кантонский? Думаю, надо внимательнее присмотреться к языку, прежде чем начать его изучать. Трудно знать заранее, какой язык больше всего послужит миру, - не следует забывать о литовском или урду только потому, что сейчас Китай ускоренными темпами наращивает мощность. Надеюсь, скоро не будет супердержав, поскольку не будет наций.


- Как ты думаешь, есть ли жизнь вне Земли?

- Очень похоже на то, но я не верю, что НЛО - это инопланетяне, которые прилетают на Землю. Это преимущественно оптические иллюзии или неопознанные звезды или самолеты. Нет достаточных доказательств, чтобы считать, что это космические корабли с других планет. Определенная часть так называемых подтвержденных случаев встречи с НЛО - чистейшие мистификации.



- Каковы твои мысли по поводу Большого адронного коллайдера?

- Тамошние эксперименты должны помочь нам всем стать молодыми, борзыми и научно мыслящими. Я думаю, что научный опыт полезен, однако в капиталистических обществах его направляют экономические и идеологические соображения, не совсем по-научному. Но это никоим образом не должно заставить нас отстраниться от науки. Люди, работающие на Большом адронном коллайдере близ Женевы (если бы они работали голыми), могут сделать первый шаг к победе над вопросом о заангажированности исследований, который возникает из иррационализма капитализма.

 

Перевела с английского Наталия Марьянчик

 

Алексей Кузьменко