Светлана Старостенко: “Художники «Заповедника» — это авторы, на работы которых всегда есть спрос”

До 14 апреля включительно в выставочном зале аукционного дома «Золотое Сечение» каждый желающий может насладиться серией работ легендарного творческого объединения «Живописный заповедник». Зрителю представлены картины всемирно известных авторов – Тиберия Сильваши, Анатолия Криволапа, Марко Гейко, Александра Животков и Николая Кривенко.


ArtUkraine поговорил с руководителем отдела частных продаж аукционного дома Светланой Старостенко об истории создания экспозиции, представленных работах и значимости «Заповедника» для украинского искусства в целом.


Насколько высок интерес украинской публики к выставке работ легендарного “Живописного заповедника”? 

Художники «Заповедника» — это авторы, на работы которых всегда есть спрос. Их картины 1990х годов являются и самыми редкими, и самыми привлекательными для украинского коллекционера. В прочем, не только для коллекционеров-покупателей — интерес обычного зрителя к нынешней выставке также велик. И к каждому из этих художников по отдельности, вне контекста творчества «Заповедника», присуствует живой интерес. Имена Гейко, Животкова, Кривенко, Криволапа и Сильваши всегда на слуху. Даже если их персональные проекты создаются не часто, тем не менее мы видим постоянное участие этих авторов в масштабных и значительных проектах (выставки, аукционы). Невозможно переоценить актуальность и востребованность творчества этих авторов.

 

Все изображения предоставлены организаторами

 

Почему решили реализовать проект именно сейчас и как возникла идея проведения выставки?

Большинство работ выставки — из частных коллекций. Они могли бы десятилетиями  храниться, ожидая быть выставленными в будущем, но иногда не выставить работу означает не дать ей состояться. Работы «Заповедника» 90х годов давно осели в частных коллекциях, к которым нет доступа. Некоторые из них вообще никогда не были выставлены. Мы же считаем, что важно время от времени демонстрировать работы из частных собраний.

 

Проект был задуман около года назад. Тогда куратор выставки искусствовед Станислав Скорик провел переговоры с каждым из четырех представителей группы. К сожалению, Марко Гейко не стало 9 лет назад. Чтобы сформировать концепцию и составить общее мнение о целесообразности выставки, Скорик общался не только с художниками, но и коллекционерами, особенно с теми, в чьих коллекциях есть редкие работы Гейко.

 

 

Аукционный дом собрал знаковые работы костяка художественного объединения. Сложно ли было это сделать и много ли времени занял процесс сбора?

Предметы для экспозиции мы собирали несколько месяцев именно в частных собраниях, в которых эти знаковые работы оказались еще в 90е годы. Владельцы картин —известные украинские коллекционеры, которые в свое время наперегонки сражались за то, чтобы заполучить их. Благодаря им эти работы сохранились, и наш проект получился таким полным, завершенным. В итоге на выставке представлено 26 работ пяти художников. Сокуратором проекта выступил Тиберий Сильваши.

 

Пользуются ли спросом работы "Заповедника" того периода среди коллекционеров? Не планируете ли вы выставить на аукционные торги какие-то из представленных на выставке картин?

На аукционах "Золотого Сечения" по современному искусству в последние годы всегда присутствуют работы кого-то из художников "Заповедника". К сожалению, работы именно 90х годов попадаются на рынке крайне редко, что , в том числе, и обуславливает их высокую стоимость.

 

 

В ходе выставки мы получили несколько запросов о покупке работ из проекта: некоторые работы были проданы, но большинство интересных работ так и останется в прежних коллекциях, так как их владельцы не готовы расставаться с ними.

 

Как такие проекты как этот влияют на развитие рынка искусства в Украине? 

Такие проекты скорее влияют на ценообразование. То, что представлены работы именно из частных коллекций, которых нет в свободном доступе на рынке — добавляет им коммерческой ценности. 

 

Поделитесь новыми трендами арт-рынка Украины?

Недавно мы запустили новое направление нашей деятельности — аукционы по тиражному искусству. В итоге покупать гравюры — литографии, офорты — стало настоящим трендом. Также абсолютно точно возрождается интерес к классическому украинскому искусства ХХ века и очевидно, что цены на него будут только расти.

 

Светлана Старостенко