The Armory Show 2011: выставка достижений актуального искусства

Первая ярмарка Армори Шоу, организованная Альфредом Стиглицем в Нью-Йорке в 1913 году, вызвала настоящий фурор. Большинство американцев именно там впервые смогли познакомиться с работами европейских экспрессионистов, дадаистов и авангардистов. Именно здесь Америка увидела Мунка, Леже, Пикассо, Брака, Кандинского, Малевича. Но главное то, что после Армори американское искусство уже не могло идти старым путем, и сотни «просветленных» молодых художников, отбросив старые эскизы, вдохновились новыми идеями и проектами. 

Конечно, подобных «революционных» последствий возрожденная в 1999 году The Armory Show не вызывает, но уверенно держит позиции одной из ведущих мировых арт-ярмарок, на которой можно проследить тенденции развития искусства и увидеть работы наиболее известных художников современности. 

Главный тренд, который можно было проследить на The Armory Show 2011, проходившей с 3 по 6 марта в Нью-Йорке, - искусство на грани с дизайном, лидировавшее на рынке в последние годы, теперь значительно уступило искусству на границе с наукой. Именно инсталляции, видеоарт, механические объекты и даже ботанические образцы больше всего привлекали внимание зрителей в этом году. В целом, доминирование подобных объектов было настолько ощутимым, что иногда создавалось впечатление, что действо происходит на элитной выставке достижений народного хозяйства. 

Чтобы подчеркнуть основные арт-тенденции, смею сгруппировать наиболее знаковые работы последней The Armory Show по следующим направлениям. 

Ковроделие

 
Количество ковровых, плетеных, вязаных арт-работ поражало. Тенденция не новая, но, как показала выставка, позиций не сдает. Например, стенд нью-йоркской галереи Canada вообще напоминал персидский магазин - ковры заняли не только стены, но и весь пол. 



Выставочный стенд нью-йоркской галереи Canada  Но и ковровая тенденция не осталась неизменной - абстрактные плетения вытесняются текстовыми полотнами и реалистично сплетенными изображениями. Абсолютными лидерами категории стали работы Чака Клоуса (стенд White Cube), которые издалека напоминали черно-белые фотографии и шерстяно-хлопковые работы легендарной Луиз Буржуа "I'm Afraid". 

  

 




Выставочный стенд нью-йоркской галерее Canada 


  

 

Полотна работы Чака Клоуса поражали своей реалистичностью и издалека напоминали черно-белые фотографии

  

 

Луиз Буржуа "I'm Afraid", 2010 

Сантехника

Легенда дюшановского писсуара все еще кружит над Армори Шоу. Перепрыгнуть Марселя ни по концепту, ни по умению шокировать, новым «сантехникам» так и не удалось, хотя и пройти мимо их инсталляций, не обратив внимания, было непросто, ведь они привлекали именно масштабностью. Бет Кэмпбелл выстроил инсталляцию из четырех искривленных умывальников, а Кави Гупта представил настенные объекты с надписью над стоком «Мое имя направляется сюда»





Инсталляция Бет Кемпбелл 



Кави Гупта «My Name Goes Here» 

Таксидермия

 
Тенденция старая, хорошо раскрученная еще Демиеном Херстом. Микс рогов, копыт и хвостов из разных животных в одном чучеле уже перестал вызывать откровенный испуг у зрителей, так как арт-сообщество давно наложило на таксидермические изделия титул «piece of art». Зрелище все же неприятное, поэтому многие стараются обойти мертвых оленей стороной. Возможно, именно поэтому Реми Маркович «запустил» в выставочный бокс целое стадо агнцев - мимо такого просто так уже не проскользнешь. От одной посетительницы даже услышала "So cute!" Что ж, артовскому чучелу в зубы не смотрят. 



  

Инсталляция Реми Марковича 



Плотничество


Деревянные скульптуры все чаще стали появляться на арт-шоу в течение последних трех лет. Армори Шоу 2011 не стало исключением. Наибольшее внимание в данной категории привлекала колонна Давида Адамо из древесины и щепок. 

  

 

Давид Адамо «Без названия» (Колонна) 


Видео и фотография

Видеоработы последней Армори разделились по трем основным направлениям:

1) мониторы, вмонтированные внутрь предметов и объектов (этот ход, к примеру, использован в известной видеоинсталляции Леандро Эриха - монитор размещен внутри металлических дверей вагона метро),

2)черно-белое видео с использованием старых телевизоров (как в Max Wigram Gallery),

3) видео и фотографии, посвященные перформансам (лидер категории - Марина Абрамович: видео-документация перформанса с участием Улая, где влюбленные обмениваются пощечинами, и фотографии знаменитого перформанса «Art Must Be Beautiful Artist Must be Beautiful»). 



  

Инсталляция Леандро Эриха



Выставочный стенд Max Wigram Gallery 

  

Марина Абрамович «Art Must Be Beautiful Artist Must be Beautiful» 

  

Видео перформанса Марины Абрамович 

 

Ресайклинг

Тенденция изготовления  художественных работ с использованием бумаги, пластика и тряпок сдала позиции. Зато популярность приобретают инсталляции, сконструированные из накопленных старых вещей, мебели, ведер, матрасов и всего того, что устарело, сломалось, вышло из моды, но ненароком сохранилось в гараже. В данной категории первое место уверенно можно отдать Дамиану Ортеге, который уложил на старый велосипед кухонную плиту, сумки, стулья и даже однокамерный холодильник. 


  

Инсталляция Дамиана Ортеги на стенде White Cube 



Неон и зеркала

 Среди десятка работ с зеркалами лидирует Микеланджело Пистоллето. На Армори можно было увидеть как последние инсталляции художника с принтами на зеркальной поверхности, так и зеркальную срединную часть знаменитого картонного лабиринта, который был выставлен в прошлом году на Арт Базеле. 
Неоновые работы, отдохнув после десятилетия забвения, вновь возвращаются на арт-ярмарки и в помещения известных галерей. Нельзя было не обратить внимания на работы Ивана Наварро, чилийского художника, очень популярного в США, участника Венецианской биеннале 2009 года. Иван перегородил пустой выставочный стенд неоновым забором, а желающих посмотреть на более компактные работы художника менеджеры приглашали в галерею в Челси. Кстати, персональная выставка Наварро стала одной из самых интересных в арт-дистрикте Нью-Йорка в течение The Armory Week. Фото неоновых робот с использованием one-way mirror (эффект бездонного колодца), сделанных по чертежам знаменитых зданий, быстро появились на страницах многих известных арт-изданий. Работы из этой серии, посвященные башням-близнецам, разрушенным 11 сентября 2001, и выпущенные тиражом в количестве трех экземпляров, едва ли не самыми первыми на всей ярмарке нашли своих покупателей.

  

Стенд 303 Gallery 

  

Иван Наварро 


  
Иван Наварро 

 

Ботаника

 
Арт-работы с использованием растений заняли на Армори особое место. Можно даже сказать, что инсталляция Сэма Ван Акена «New Edens» оказалась наиболее интересной на шоу и вызвала немало дискуссий. Художник смешивал разные зерна в одном горшке и вегетативно наращивал ветки, пытаясь вывести новые виды растений. В результате, на одном стволе можно увидеть сливовый цвет, яблочные почки и гибридные зародыши, похожие на персиковые плоды. 

Этот проект поднял не только проблему генной модификации пищи, но и глубокую проблему взаимосвязи человека и природы, бунта человека против Божьего творения. Увлеченное достижениями науки и цивилизации человечество ошалело экспериментирует над окружающей средой, изменяет ее, чувствуя себя могущественным творцом, но не задумывается о последствиях таких действий и не может их контролировать. 

Менеджер галереи Ronald Feldman Fine Art, представляющая инсталляцию, показывает фотографии проекта, которые можно приобрести тем, кто не испытывает вдохновения ежедневно поливать свой art-piece. 
«Это дерево на фото имеет 7 различных цветов, ведь на нем одновременно зацвели цветы разных плодов. Несколько общественных парков изъявили желание приобрести такие растения», - комментирует она.


  

Сэм Ван Акен «New Edens» 

  

Работа Энтони Джеймса. Растительный элемент - тренд сезона. А если добавить зеркало и неон - моднее втрое

Работы Ван Акена не только ярко отразили современное увлечение «искусством на грани с наукой» и тенденцию поиска «искусства во всем», но и смело перешагнули за пределы традиционных художественных жанров, объединив инсталляцию, перформанс, фотографию, видео, скульптуру и научные достижения. «То привычное и иногда даже бытовое, что ежедневно происходит вокруг нас, иногда и является самым настоящим искусством», - утверждает кто-то из окружающих. Утверждение верное, и в то же время, спорное. Идеи сегодняшнего искусства отсылают к темам глубоко психологическим и общефилософским, они дают право на свое понимание и свое личное мнение, основанные на собственном восприятии и воображении. А при таких условиях каждый решает сам, что для него есть художественным произведением, а что не может выйти за пределы столярных мастерских и теплиц. 

На последней Армори я всё думала купить маленький горшок, из которого должны вырасти одновременно огурцы и помидоры, ведь его цена в 25 долларов являлась по меркам ярмарки очень демократичной. Но потом отказалась от этой идеи: вдруг кто-то приедет в гости, и, не зная, что имеет дело с художественным произведением, сорвет гибридный помидор и вандально покрошит в салат? И кто его знает, какие могут быть последствия от употребления этих достижений актуального искусства ... 

 


 

Анна Милашевич 

фото автора