Топ 10 современных «наивных» художников

10 наиболее ярких представителей современного наивного и псевдо-наивного искусства, которые не боятся нарушать сложившиеся стереотипы и поднимают данный жанр на совершенно новый уровень восприятия.

 

Наивное искусство – это форма визуального самовыражения, в которой художник испытывает недостаток художественного образования или намерено абстрагируется от него, предпочитая спонтанное, интуитивное создание произведений искусства, подобное детскому. «Наивные» художники могут иметь профессиональное образование или нет, но определенно точно ими становятся только те, кто на всю жизнь остался чувствительным и мечтательным ребенком в душе. Основными характерными особенностями этого необыкновенного направления в искусстве является преимущественное использование ярких цветов, высокая степень деталировки и несоблюдение канонов академического рисунка, вследствие чего получаются совершенно неожиданные результаты, поражающие даже самого разборчивого зрителя. В большинстве своем «наивные» картины отличаются жизнерадостностью сюжетов, в которых господствует некая идиллия природы и человека, окружающей действительности и вымышленных миров. Мы собрали 10 наиболее ярких представителей современного наивного и псевдо-наивного искусства, которые не боятся нарушать сложившиеся стереотипы и поднимают данный жанр на совершенно новый уровень восприятия.

 

Эдди Хара (Индонезия)

Эдди Хара – художник из Индонезии, базирующийся в Швейцарии. Вдохновившись нео-примитивизмом, изучал детское искусство, что повлияло на формирование его стиля, обладающего наивным качеством исполнения и обилием ярких красок. В большинстве своем работы Хары наделены юмором и радостью, чем вводят зрителя в состояние праздника. Вместе с тем, некоторые из его полотен связаны с трудными периодами его жизни, поэтому порой выглядят драматично или даже трагично. В начале карьеры искусство Хары не пользовалось интересом у коллекционеров. Это было обусловлено тем, что работы художника радикально отличались от большинства творений его  индонезийских коллег, живопись которых носит традиционный характер. Диковинные существа, изображенные на полотнах Хары, больше обязаны поп-арту, чем его яванской культуре. Поддержание идеи веселья и беззаботности для Эдди являются важнейшими аспектами в искусстве, так как, по его словам, он создает его для того чтобы абстрагировать человека от ежедневных забот. Спустя некоторое время искусство художника все-таки завоевало любовь и признание. Сегодня Эдди Хара – поп-икона современного искусства в Индонезии. Его работы были широко представлены на выставках в Китае, Нидерландах, Швейцарии и других странах.

 

 

Стэфан Фэлтон (США)

Стэфан Фэлтон закончил институт искусств в Сан-Франциско. Как и остальным художникам, представляющим жанр современного псевдо-наива ему не интересно создавать свои работы используя существующие нормы. На первый взгляд может показаться, что искусство Стэфана Фэлтона чрезмерно просто, так как состоит из незамысловатых образов, представляющих собой цветные линии на крупных белых полотнах. Художник же ставит перед собой довольно понятную и четкую цель − разработать новый язык живописи. И его язык тотального минимализма в искусстве разрушает все существующие традиционные барьеры. Фэлтон видит в своих картинах не просто символы и формы, но и действия. Одним из примеров его экспериментов является выставка «Это кит», впервые показанная в Париже в 2014 году и посвященная роману «Моби Дик». Художник представил зрителям серию работ, на которых изображены основные события, разворачивающиеся в романе, образы кита, лодки, паруса, течения, волн, стрел, кинжала, гарпуна и чайки. При такой простой подаче, не содержащей абсолютно никаких отвлекающих факторов, художник обращает внимание зрителя на конкретные моменты, описанные в известном романе Германа Мелвилла.

 

 

Стейси Лавджой (США)

Стейси Лавджой из Портленда, штат Орегон, находит вдохновение в чопорных людях и создает свои работы с целью разбудить в них детей, мотивировать для  поиска своей уникальной миссии. Художница получила признание благодаря неповторимому стилю, в котором гармонично слились жанр псевдо-наивного искусства, абстракции и футуризма. Также на формирование уникального почерка оказало полученное архитектурное образование, которое находит явное проявление в прямых линиях и замысловатых формах, подобных футуристическим сооружениям. На первый взгляд картины художницы напоминают набор абстрактных фигур, но при детальном рассмотрении  в них отчетливо читаются привычные образы перьев, растений, животных. Создается ощущение, что работы мастера являются неким отражением привычного мира, увиденным в абстрактном зеркале. Работы Лавджой отличаются высокой интенсивностью цвета. Такого эффекта художница добивается с помощью особой техники, которая усиливает яркость красок и придает им характерное свечение. По словам Лавджой, искусство возвращает ее во время беспечного детства, где все были счастливы и простодушны, именно этим состоянием художница делится со зрителями через свои уникальные работы.

 

 

Рафа Макеррон (Испания)

Художник-самоучка Рафа Макеррон в прошлом был профессиональным велосипедистом и обучался на физиотерапевта. Сейчас же он является признанным мастером, создающим свои работы под влиянием комиксов и искусства 1950-х и 60-х годов, обладателем сугубо индивидуального стиля. Маккерона вдохновляют события и воспоминания, идущие из детства. В своих картинах художник использует насыщенные краски, изображая длинноногих, чужеземных существ, которые, несмотря на некий драматизм, совсем не выглядят агрессивными, скорее невинными и уязвимыми, находящимися в состоянии самоанализа и рефлексии. Художник также добавляет изображения трехмерных элементов и архитектурных форм, что создает сложные конструктивные пространства. Полотна Макеррона были представлены на многочисленных выставках, включая Art Miami. Художник является лауреатом премии в области живописи BMW.

 

 

Мисаки Каваи (Япония)

Работы японской художницы Мисаки Каваи, живущей в Бруклине, пронизаны абсурдными мотивами и гротеском. Художница поясняет это тем, что ее детство прошло в Осаке – центре японской комедии, жители которой даже плохие новости воспринимают с юмором. Также карикатурный характер ее работ тесно переплетается с эстетикой и графикой, которые очень распространены в Японии и широко применяются в рекламе продуктов, афишах и вывесках. В своих картинах Каваи исследует повседневные ситуации, изображая роботов, занимающихся тяжелой атлетикой, команду по спасению, состоящую из кошек, собак и людей с разноцветными лицами и др. Такая комичная интерпретация окружающей нас действительности помогает зрителю по-новому взглянуть на мир и постараться рассмотреть в нем нечто большее, чем привычные образы, которые он ежедневно наблюдает. Наиболее часто используемыми в работе художницы материалами является фольга, куски ткани, папье-маше, дерево и бумага. Стиль Мисаки Каваи можно охарактеризовать как современный псевдо-наив в сочетании с неоэкспрессионизмом, с вкрапленными в него элементами направления хета-юма – с японского переводящегося как «плохо-хорошо», и означающего, что с одной стороны работа выглядит примитивной, но при рассмотрении выполнена искусно и детализировано.

 

 

Жюль де Балинкюр (Франция)

Художник Жюль де Балинкюр известен своей способностью объединять совершенно разные предметы и пространства в единый сплоченный образ. В своих картинах он преимущественно поднимает темы политического, социального или религиозного характера и интересуется двоякими физическими и метафизическими свойствами окружающих нас образов. Его работы делятся на два типа, порой передавая совершенно противоположные друг другу настроения. В одних мастер изображает абсолютную утопию и гармонию, другие же вселяют чувство хаоса. Полотна Балинкюра создаются с позиции постороннего, подвергая сомнению структуру власти, обнажая несправедливость и лицемерие, сохраняя при этом чувство юмора и самоиронии, что принесло ему известность. Подход Балинкюра к живописи, основанный на народном искусстве, отличается непревзойденным сочетанием сразу нескольких направлений: абстракционизма, наива, поп-арта, фольклора. В своей работе художник применяет уникальные методы, смешивая традиционные масляные краски с аэрозольными, а также используя трафареты и другие материалы. Для основы Балинкюр выбирает деревянные панели с зернистой фактурой, которой он добивается с помощью самостоятельно разработанной технологии.

 

 

Мари Джонcон-Харрисон (Швеция)

Несмотря на то, что Мари родилась в семье творческих людей, талант и тяга к созданию произведений искусства проснулись в ней в зрелом возрасте. Вдохновением послужил ее отец − скульптор, купивший будущей художнице необходимые инструменты и лично сделавший деревянную коробочку для их хранения. На полотнах художницы разворачивается множество забавных сюжетов, которые всегда складываются в одну увлекательную историю и являются наивным отражением происходящего вокруг. Мари создает свои работы в традиционном жанре наивного искусства. Её полотна детализированы, но вместе с тем обладают простотой проработки и облегченностью образов. Выбор художницей наивного стиля обуславлен её желанием наиболее красочно описать повседневные ситуации, вкрапив в них элементы юмора и ощущения легкости бытия. Мари считает, что даже самый простой предмет заслуживает пристального изучения, а человеческие эмоции являются безграничным источником вдохновения. Помимо создания уникальных произведений искусства Мари Джонсон-Харрисон ведет арт-блог с названием «Наивный взгляд» (Naïve view). В нем художница делится подробностями творческого процесса с подписчиками со всего мира.

 

 

Евгений Лещенко (Украина)

Евгений Лещенко живет в городе Кривой Рог, считает себя отшельником. Писать яркие насыщенные картины художник стал еще в 1970-е, которые в то время не принимались арт-сообществом из-за нетрадиционности и чрезмерной наивности образов.  В поисках персонального стиля художник выработал свое собственное направление, в последующем назвав его «райский арт» (paradise art). Сложные узоры, переплетение геометрических форм, флоры и фауны, несчетное количество оттенков и ярких красок поражают высокой степенью деталировки, которая завораживает зрителя и дарит ему гармонию и умиротворение. На своих оригинальных полотнах Лещенко изображает больших насекомых и рыб, разноцветные деревья, добрых животных − фантастический мир, который, по словам мастера, полностью отражает его внутреннее мироощущение. В работах художника гармонично сочетается сюрреализм и наивные образы. Лещенко использует уникальную технику живописи, в которой сначала используется акрил, а потом, поверх него, масло. Каждое полотно обладает нарративной составляющей, которая легко читается при детальном рассмотрении работ художника.

 

 

Тэл Эр (Дания)

Художник Тэл Эр родился в Израиле. В детском возрасте переехал с родителями в Данию, мальчику было сложно адаптироваться в школе из-за необычного имени. Он нашел себя в занятиях живописью, что стало неким побегом из не приносящей удовольствия реальности. Художник обучался в Королевской датской Академии изящных искусств, но, несмотря на это, его работы больше напоминают искусство аутсайдеров и детей, а также содержат в себе элементы экспрессионизма, символизма, фовизма и традиционных скандинавских мотивов. Его авторский стиль проявляется в чрезвычайно красочных палитрах и игривых образах, а также постоянных экспериментах с различными медиа. Что не могло остаться незамеченным. Куратора Музея Луизианы Андерс Колд, разглядев в Эре индивидуальность, пригласил художника с выставкой, повлияв на стремительное развитие его карьеры. Ярко выраженная особенность работ Эра заключается в том, что с одной стороны они легко читаются, а с другой − являются загадочными. В них прослеживается дуальность образов, которые одновременно являются праздничными и зловещими, а насыщенные цвета всегда скрашиваются тяжелой тенью. Тэл работает с различными медиа, чаще всего останавливаясь на коллажах, скульптуре, инсталляции, живописи.

 

 

Сачио Икеда (Япония) 

Основные особенности художницы Сачио Икеды – наличие чувства тонко подмечать прекрасное и способность с легкостью передавать едва уловимые моменты. Рассматривая работы художницы, можно почувствовать дуновение ветра, шорох листвы и другие мелочи, которым в повседневной жизни не уделяется большого внимания. Этот прием позволяет зрителю почувствовать себя главным героем произведений Икеды, перенестись в детство и вспомнить то прекрасное ощущение абсолютного восторга, беззаботности и любопытного отношения к окружающему миру. Колористически богатые, практически лишенные черного цвета, полотна художницы тщательно проработаны и напоминают непосредственные образы, красочно переданные в аниме фильмах Хайяо Миядзаки. Цель Сачио Икеды – постоянно удивлять себя и сохранять свежий взгляд на окружающую действительность.