Традиции и тенденции Тбилиси. Гид по первой Триеннале современного искусства в Тбилиси

До 20 ноября продлится Первая триеннале современного искусства в Тбилиси. Город, прибавившийся к внушительному списку биеннальных, на месяц превратился в место паломничества любителей и профессионалов современное искусство. Пять музеев отвечают за официальную программу, а многочисленные арт-кафе и маргинальные книжные магазины стали, быть может, действительными центрами, где разворачиваются события мероприятия под названием «Аусайдерский эффект».

Триеннале современного искусства в Тбилиси представляет собой не всем привычное наглядное пособие из инсталляций и перформансов, а скорее теоретические практики в форме занятий, круглых столов и лекций, посвященных современному художественному образованию.

И не мудрено, ведь кураторами проекта стали представители непосредственно этой сферы.

Хенк Слагер. Уроженец Голландии. На данный момент декан Утрехтской школы визуального искусства и дизайна. Защитил докторскую степень в Университете Амстердама по философии искусства и впоследствии работал в качестве куратора таких успешных проектов, как центр современного искусства De Appel, оказывающий поддержку молодым куратором на старте карьеры и HISK – Высшего института изящных искусств в Генте, предлагающего послеакадемическое образование по направлениям аудиовизуального и визуального искусства, предоставляя 24 молодым художникам в полное распоряжение мастерские на 2 года. Хенк Слагер также курировал павильон Грузии на Венецианской биеннале в прошлом году.

Вато Церетели. Коренной грузин, предположительно родственник династии Церетелли. Основатель Тбилисского центра современного искусства, для молодых художников и студентов институтов искусств, курировавший уже около двадцати выставок.

Задачей приглашенных кураторским тандемом художников стало продемонстрировать свои способности во взаимодействии с художественными академиями и с образованием в целом.

Помимо художников, предложить свои варианты решения проблемы образования смогли представители из учебных заведений со всего света, в числе которых члены киевского Центра Визуальной Культуры, Финская академия художеств (Хельсинки), Высший институт искусств ISA (Гавана), Maumaus (Лиссабон), Mildred's Lane (Нью-Йорк), F+F (Цюрих), AICA (Ереван), KHAS (Стамбул), Addis Contemporary (Аддис-Абеба).

Как ни один кинофестиваль не обходится без шумных премьер, так и биеннале не существуют без звездных участников: в Тбилиси среди прочих приехали с циклом лекций Антон Видокль, один из создателей журнала e-flux, критик и куратор Екатерина Деготь и не нуждающийся в представлении теоретик искусства и философ Борис Гройс.

В дискуссионной части программы международные участники показали свой специфический взгляд на визуальное искусство, художественное образование и проблемы, связанные с ним. От Украины свою презентацию представил кураторский коллектив ЦВК в лице Ольги Брюховецкой, Леси Кульчинской, Алексея Радинского и Сергея Климко.

Площадь Свободы, 1


В Европейском доме, на площади Свободы, украшенной скульптурой, до боли напоминающей одну из центральных киевских, расположился лекционный и выставочный зал Триеннале, добрую часть которого занимал проект киевского ЦВК.

Лофтовое помещение галереи для проекта ЦВК «Аппликационная форма» трансформировалось в экспериментальное интерактивное пространство самообразования. На столах для всех желающих ознакомиться лежали стопки журналов e-flux, был представлен четвертый номер украинского издания журнала «Политическая критика», публикация Группы Предметов «Киевпроект», отдельное место было выделено для скандального каталога к выставке «Украинское тело». Мониторы компьютеров были так же темны, как и улицы Тбилиси ночью, но говорят, что в лучшие времена на них можно было увидеть сопровождающие публикации видео, созданные Центром визуальной культуры специально для Тбилисской триеннале.

Дорогой мистер президент

 

Предварял выставку ЦВК проект австрийского художника Райнера Ганахла.

Страстный любитель велоспорта, Ганахл по приезде на Триеннале был обескуражен тем, что в городе практические не ездят на велосипедах. Проездив несколько дней по улицам Тбилиси (параллельно снимая видеоисторию о местных велосипедиста, которое было представлено на выставке), Ганахл столкнулся с проблемой парковки. Так родилась идея его проекта. Для Триеннале Ганахл создал концептуальную парковку для велосипедов возле Центра современного искусства и попытался заручиться поддержкой власти в вопросе дальнейшего развития инфраструктуры для велосипедов - на выставке Ганахл представил текст своего личного письма кандидату в президенты Грузии Бидзине Иванишвили.

Личность политика широко известна в художественных кругах. Предприниматель, занимающий 153-е место среди самых богатых людей мира, филантроп, коллекционер, почитатель творчеств Виллема де Кунинга, владеющий крупной коллекцией живописи, недавно купил картину Пикассо «Дора Маар с кошкой» за $95 млн.

Австрийский художник с детским простодушием, в котором дерзкой иронии было больше, чем простодушия, написал ему следующее:


Дорогой мистер Бидзина Иванишвили,
Я художник, живу в Нью-Йорке и приехал в Тбилиси поучаствовать в Первой Триеннале современного искусства.
Я очень рад, что Вы, как будущий президент Грузии, любите искусство, психоанализ, поддерживаете здоровый образ жизни и демократические ценности. Это те темы, которым я посвятил свою жизнь и творчество.

Для события Триеннале я создал инсталляцию под названием BIKEWAY, инфраструктуру для велосипедов в форме небольшого эксперимента в урбанистической среде. BIKEWAY представляет собой площадку перед Центром Современного Искусства Тбилиси, где автомобили и велосипеды делят поровну парковочное место на улице. Таким образом, я хочу создать пример городской среды, где велосипеды станут безопасным средством передвижения, а их использование будет удобным и приятным.

Я пишу вам по трем причинам:
1. Я хотел бы выразить надежду, что вы, как будущий президент, создадите в столице и по всей стране транспортную инфраструктуру, располагающую к использованию велосипедов как средства передвижения.

2. Не могли бы вы, пожалуйста, переименовать улицу Джорджа Буша в улицу Барака Обамы, так как Буш только провоцировал ненужные войны и распад экономики.

3. Я бы хотел встретиться с вами и как художник обсудить темы искусства, психоанализа, любви, природы, окружающей среды и хорошего правления.

Я буду в Тбилиси до Субботы и могу встретиться с вами в любое время.
Искренне ваш, Райнер Ганахл.


Ганахл относил письмо в офис политика, но оно не было принято. Поэтому, как написал художник на своем сайте, он отправит еще одно уже из Нью-Йорка.
В рамках своего участия в Триеннале Ганахл также прочитал лекцию «Читая Империализм Ленина». Фотографии слушателей в ходе лекции и последующих обсуждениях стали самостоятельной частью выставки.

Украинское тело. Несовершеннолетним не рекомендуется.

Следующие несколько залов целиком были отведены под проект ЦВК. В пасмурное утро понедельника здесь читали журналы богемные молодые люди каваказской национальности, по-видимому, студенты Академии Искусств Тбилиси, тихо, как в библиотеке, переговаривались охранники, п- видимому, чтоб не нарушить царственную ауру современного искусства, и женщина средних лет с гнездом на голове, по-видимому, художница, раскладывала на столе камушки и живые розы.

Проект ЦВК «Аппликационная форма» рассказывал показательную историю выставки «Украинское тело» в контексте деятельности центра. Как участники события, посвященного проблемам художественного образования, члены ЦВК делились своими взглядами и опытом в этой сфере, заостряя внимание на роли гуманитарных знаний, как инструмента социальных перемен, особенно в странах Восточной Европы, таких как Грузия и Украина.

Ответом ЦВК на предложение куратора Хэнка Слагера представить свое специфическое понимание художественного образования и художественных исследований, стал текст официальной миссии центра.

В нем формулируется концепция критического искусства, которая предполагает отказ от автономности области художественного выражения и принятия активной позиции в происходящих социальных противостояниях. Такое направление деятельности ЦВК, в первую очередь, направлено на реконструкцию и перенастройку социальных связей, которые были ослаблены или уничтожены политикой неокапиталистов.

В целях восстановления этих утерянных связей ЦВК занимается развитием образования (и в первую очередь, самообразования), которое обеспечит альтернативы научным сообществам, широко коммерциализированным в наши дни.

Эти альтернативы базируются на принципе неофициального, открытого сотрудничества, работа которого строится на:
- неофициальных, нондисциплинарных социальных связях, основанных на дружбе,
- практике, принимающей многообразие различных позиций в пределах общей идеологической платформы,
- сотрудничестве, в основе которого лежит взаимная поддержка, коллективные действий и доверие.

Заключительным аккордом, доказывающим необходимость создания альтернативной сферы художественного образования и практики, стал единственный экземпляр запрещенного в Украине каталога выставки «Украинское тело», который напечатали в Тбилиси специально для Триеннале.

В содержании значились статьи Екатерины Деготь, Девида Эллиота, Саймона Шейха, Василия Черепанина и многих других, с текстами которых можно ознакомиться в приложении.

 

 

Анна Радзевич