Уикенд с искусством

«Школа современного искусства», которая открылась в ноябре прошлого года и продолжает успешно вести к финишной прямой группы художников и кураторов, объявляет набор двух новых групп выходного дня на курсы «История мирового современного искусства» и «История украинского современного искусства». О них – в материале Виктории Бурлаки.

 

Анри Матисс. «Обнаженная с птицами»

 

Авторский курс «История мирового современного искусства» учитывает мой собственный опыт обучения и, главное, восприятия современного искусства. Отталкиваясь от того, что это дисциплина, если можно ее так назвать, абсолютно не академическая. Современное искусство – часть актуальной культуры, как и процесс его восприятия и осмысления. Поэтому, важно дать не просто информационную базу, но инструмент понимания происходящего. Выстроить систему координат, куда будут вписываться новые имена, явления, события...

 

Хуан Миро. «Человек, бросающий камень в птицу» (1926)

 

«В прошлой жизни» мне довелось изучать предмет в Академии искусства и архитектуры – на уровне отстраненной констатации хронологически выстроенных явлений и фактов. Штудирование ангажированных статей и невнятных черно-белых иллюстраций было удовольствием сомнительным, поэтому, школьный багаж благополучно канул в лету… Тогда современное искусство было чем-то малодоступным,  якобы только для «избранных». Сегодня оно позиционируется как глобальный  культурный модный тренд. Необходимость разбираться в нем стала чем-то само самой разумеющимся. Поэтому, для представителей мобильного среднего класса это отнюдь не экзотика. Их цель – понимание кажущегося поначалу «специфическим» культурного продукта, с которым им приходится сталкиваться в музеях современного искусства по всему миру. Или же здесь, в Киеве, где посещение масштабных выставок входит в обязательную культурную программу. Это понимание не есть чем-то сложным, но оно появляется при настройке на легкую волну «драйва». Отключении «серьезного» логического мышления. Внедрении в ментальную программу игрового принципа случайности и иррационального удовольствия. Современное искусство стоит изучать играючи. В нашем случае, игра называется «параллели» или «ключевые месседжи». К примеру,  что связывает творчество знаковых фигур постимпрессионизма – психотическую экспрессию Ван Гога, прозрачный символизм Гогена, поиск сущностных принципов мироздания у Сезанна… И появившиеся через столетие фигуративную живопись по фотоисходникам Герхарда Рихтера, мимикрирующую под документальную  постановочную фотографию Джеффа Уолла, сконструированный цифровым способом «взгляд бога» у Андреаса Гурски?..  Все они собраны вместе как варианты «постмедийной» оптики. Корни этого сугубо современного явления лежат глубоко, во второй половине 19 века, и были реакцией на изобретение «протезирующей» зрение фотографии. Общее – это разработка гибридных оптических моделей, последовавшая после внедрения «машин зрения». Изучение исторического материала строится на таких парадоксальных параллелях с современностью – ибо она, как бы там ни было, волнует нас больше всего. Исторический экспрессионизм 1900-1920-х, его «предтечи» в символизме конца 19 века – рассматриваются в сопоставлении с неоэкспрессионистскими течениями в искусстве 1960-х -2010-х… Сюрреализм (1920-1960-е), культивировавший «психический автоматизм» и метод работы с психотравмами – в соспоставлении с «симптоматическим искусством» дня сегодняшнего. Берется десять базовых исторических явлений, отраженных в зеркале современности – итого, двадцать лекций. В данном случае, история не может быть просто историей. Качество «современности» искусства дает привязку к текущему моменту, которую невозможно проигнорировать. Здесь не обойтись без избитой метафоры Двуликого Януса, одно лицо которого обращено в прошлое, другое – в будущее. Возвращение в день сегодняшний после исторического экскурса воспринимается как нахождение «золотого ключика» понимания. Этот герменевтический маневр отработан и протестирован на уже учащихся группах – и, как правило, воспринимается на «ура». Ведь, конечная цель наших слушателей чисто практическая – это освоение языка современного искусства. Его специфической лексики, эстетики, поэтики...

 

Джефф Уолл. «Picture Of The Women»

 

Еще одно веяние времени, которому приходится отдавать дань – в лекциях задействовано большое количество иллюстративного материала. Интернет-серфинг делает доступной любую информацию о художниках, течениях, направлениях – возникает лишь проблема ее правильного отбора. Когда-то книги и альбомы по современному искусству были редкими и дефицитными, а тоскливое блуждание по библиотекам отнимало массу времени. Сегодня в информации по теме можно утонуть. Завидую тем, кто начинает изучение истории современного искусства с нуля. Для нынешнего поколения «ненасытных» визуалов – это увлекательное плавание в бесконечном море образов…

 

В курсе  из десяти базовых лекций по «Истории украинского современного искусства» мы воспользуемся возможностью непосредственного изучения локальной художественной сцены. Опять же, оговорюсь, и здесь нельзя застраховать себя от возможной субъективности подхода. Поскольку, это та история, которая творится здесь-и-сейчас – и мы являемся тому непосредственными свидетелями. Будут рассмотрены основные этапы развития истории украинского искусства –такие, как неоэкспрессионизм в версии живописного «трансавангарда» конца 1980-х – начала 1990-х . «Медийная революция» середины 1990-х – начала 2000-х – основные фото и видео проекты. Социальный переворот в искусстве 2000-х и появление «поколения Р. Э. П.». Охвачено творчество уже вошедших и еще входящих в историю классиков и современников. Помимо лекционной части, предполагается общение с художниками в формате беседы-интервью – artist talk.

 

Хотелось бы подчеркнуть адресность нашего предложения – курсы разработаны для нон-профитной широкой аудитории. Мы ждем людей без предварительной подготовки, но живо интересующихся современным искусством, открытых и активных.

 

Герхард Рихтер. «Читательница» (1994)

 

Старт занятий – с 15 мая

 

Курс «История мирового современного искусства» – 20 лекций, периодичность занятий: 2 лекции в неделю, четверг – 18:30-21:00, суббота – 12:00-14:30

 

Курс «История украинского современного искусства» – 10 лекций по воскресеньям – 12:00-14:30

 

Желающие могут заполнить анкеты на сайте  http://www.sca.org.ua

 

Дополнительная информация: 050 4445047, 097 8251675