Украинское обыденное Кирилла Головченко

Недавно в Dymchuk Gallery открылась первая в Украине персональная выставка ныне живущего в Германии одессита, Кирилла Головченко. Получив два высших образования на родине – агрономическое и экономическое, Кирилл отправился изучать фотографию и коммуникационный дизайн в Дармштадском университете прикладных наук. Сфокусировавшись на фотографии, Головченко вот уже несколько лет занимается своеобразной промоцией Украины в мире. Почти все его фотографические серии рассказывают историю определенного места: промтоварного рынка близ Одессы  «7 км – поле чудес» (дипломная работа), тренажерного зала под открытым небом «Качалка. Пляж мускулов» (Kachalka. Muscle Beach), стихийных бахчевых базаров вдоль трассы «Горькая медовая дыня» или одесских пляжей «Отпуск. Гром среди ясного неба» (Otpusk. Out of the blue).

 

При этом автор намеренно вводит русские слова в название серий, которые выставляются или выпускаются в виде книг только на Западе. Для европейцев слова «качалка» или «отпуск» поначалу звучат дико, их сложно произнести, однако со временем они входят в их лексикон и уже не вызывают никаких проблем. «Если смотреть упрощенно мои проекты – это описания места и главная задача не выходить за границы этого места, чтобы сконцентрироваться на том, что там происходит» – говорит Головченко. В данном случае под общим названием Nonsynchronism на выставке представлено две серии: «7 км – поле чудес» и «Качалка. Пляж мускулов». Обе рассказывают о совершенно выпадающих из привычного течения времени местах – огромном архаичном вещевом рынке, который вопреки всем законам логики и развитию капиталистических отношений в стране все еще существует в окрестностях Одессы и киевском фитнес-центре под открытым небом в Гидропарке. 

 

Совершенно неосознанно фотограф находит места, где время как бы остановилось, а люди живут по иным не современным правилам и нормам. Неудивительно, что книга «Качалка. Пляж мускулов» вызвала большой интерес в Германии, первое же фото – полотенце с символикой Олимпиады-80 сбивает зрителя с толку. Когда были сделаны эти фото? Неужели в то же самое время, когда Украина принимала Евро 2012 или всё-таки тридцать лет назад? Головченко признается, что изначально его заинтересовали сами машины, агрегаты, которые там стоят, впоследствии оказалось, что и люди, которые туда приходят, тоже очень интересные.

 

Кирилл Головченко, «Качалка. Пляж мускулов»


Сочетания тела и машины, их срощеность на фотографиях Головченко дают еще один вариант интерпретации, связанный с традицией авангардного проекта, эксплицитной целью которого было становление машиной. Спорт здесь воспринимается как мимесис индустриального труда, а атлетическое тело – как подражание машине. При этом машина бесконечна, а спорт становится возможностью практиковать бесконечное и достигать бессмертия. Подробнее о связи тела и машины в статье Бориса Гройса «Вечное возвращение атлетического тела».  

 

Кирилл Головченко, «Качалка. Пляж мускулов»


История с 7-м км у Головченко очень личная. В смутные 90-е он и сам торговал ремнями на рынке. «Я не мог освободиться от 7-го км в силу своего прошлого, я хотел сделать проект об Украине, не было времени раздумывать, и я просто снимал. Сначала я хотел сделать работу о 7-м, как организме – типичная документальная фотография, я даже собирался подписывать фотографии. Но один из моих профессоров сказал мне, старайся найти эстетику, потому что эстетика многое доводит до зрителя. Поэтому я подумал, что не хочу слез, не хочу, чтобы люди сочувствовали торгующим на рынке. Там есть страдание, но не нужно на этом акцентировать внимание, потому что люди, которые там работают, не осознают этого. Если они ведут довольную жизнь, хоть и проклинают это место, но не уходят оттуда, значит не стоит драматизировать».

Кирилл Головченко, «7 км – поле чудес»

 

На вопрос, является ли отыскивание таких уникальных мест в Украине сознательной стратегией, направленной, в том числе и на привлечение внимания европейцев к почти экзотической и совершенно непонятной родине, Головченко отвечает отрицательно. «Если бы я стремился показать экзотичность, удивить немцев тем, чего у них нет, я бы снимал Россию. Украина до недавних пор была неизвестной страной, несмотря на Чемпионат Европы по футболу и Оранжевую Революцию». Можно сказать, что это стратегия «без стратегии». При этом фотографии Головченко выделяются в европейском контексте своей дикой необычностью и несовременностью того, что он снимает, и это дает ему определенное преимущество, ведь в отличие от Украины, где фотография все еще не внесена в программу обучения художников в художественных вузах, в Европе конкуренция среди фотографов очень велика.

 

Кирилл Головченко, «7 км – поле чудес»


С другой стороны, его оптика действительно интересна – будучи украинцем, он не живет здесь, а лишь погружается и выныривает время от времени в украинские реалии. «Каждый раз, когда я  приезжаю, я смотрю глазами наивного ребенка, сколько всего произошло, изменилось за неделю, месяц, за полгода». Возможно, такой не замыленный взгляд в сочетании с западным образованием и дает фотографу возможность увидеть обыденное другим взглядом. Вспоминая учебу, Головченко рассказывает об одном из своих первых заданий, суть которого заключалась в том, что каждый студент кидал дротик в карту Дармштадта на стене – куда попадешь, туда ты и идешь и описываешь это место. Головченко достался сад, в котором он немедленно стал снимать розочки. Задание он провалил, однако это стало хорошим уроком о том, что в каждом предмете или месте необходимо искать глубину, а не хвататься за поверхностные эффекты. 

 

Сейчас фотограф работает над большой серией под названием «Котлован». Она инспирирована повестью А. Платонова и его главным героем Вощевым, который не может найти себе покоя. Нечто похожее происходит, по мнению Головченко, и с украинцами –  мысли людей расстроены, многое их смущает или вызывает возмущение. Сможет ли передать это беспокойство и растерянность украинского общества в своих фотографиях Головченко, покажет время, как и то, сможем ли мы преодолеть эту растерянность и беспомощность.