Urbi et orbi: Саша Курмаз

Серия материалов под названием 'Urbi et orbi' ("к городу и к миру") – это история о том, как в прошлом году (пусть порой и ненадолго) изменялся облик улиц разных городов мира под воздействием известных украиских стрит-артистов, граффитчиков, граффити–райтеров, художников уличного искусства.

У каждого из авторов, о которых идет речь, свой подход к творчеству, свой бэкграунд и свои средства выразительности. Их активность нелегко обобщить каким-либо “брендом” или направлением современного искусства. И все же, эти художники объединены площадкой, на которой работают – городской средой, выступающей одновременно местом репрезентации и объектом исследования. Искусство художников, о которых мы говорим в рубрике “Urbi et orbi”, принадлежит улицам (и наоборот). Оно чаще всего доходит до зрителя лишь в виде цифровой документации. Именно такую фотодокументацию наиболее интересных проектов 2012 года ART UKRAINE представляет вашему вниманию – в сопровождении комментариев самих художников, которые лучше кого бы то ни было расскажут о проделанной за отчетный период работе.


Один из наиболее ярких представителей молодой украинской арт-сцены Саша Курмаз постоянно находится в процессе эксперимента и поиска в различных видах искусства. Несколько лет назад художник приобрел широкую известность как граффити-райтер, работающий под псевдонимом Homer. Сегодня рамки творческой активности Саши Курмаза значительно расширились. Он давным-давно перерос этап никнейм-райтинга, а к граффити обращается, скорее, программно - в рамках более общих практик в области современного искусства. Основным медиа, с помощью которого на данном этапе формулирует свой художественный язык Курмаз, стала фотография. Параллельно художник создает временные стихийные инсталляции и разного рода объекты, непосредственно относящиеся к городскому пространству. 

Отличительной чертой творчества Саши Курмаза является остроироничное мироощущение. Тематика его произведений разнооборазна, но они всегда содержат в себе явный или скрытый критический посыл. От критики окружающих социальных реалий художник постепенно переходит к откровенному высмеиванию абсурдности современной модели общества в целом. Площадкой для пробуждения и воспитания трезвого взгляда у горожан Саша Курмаз выбирает носители рекламных сообщений, размещенные в публичном пространстве. Художник подменяет рекламные постеры в лайт-боксах на свои фотографии, плакаты или просто рисует поверх. 

Киев. 2012

Ростов-на-Дону. 2012

"Эти работы были созданы в рамках фестиваля «Макаронная фабрика», инициированного галереей 16th LINE".

 

Суботник. Харьков. 2012. Участники акции: Николай Ридный, Саша Курмаз, Тарас Каменной, Сергей Попов


"Акция представляла собой закрашивание белой краской одной из росписей в центре Харькова. Роспись была сделана другими художниками в рамках стрит-арт фестиваля, который проходил под патронатом харьковской муниципальной художественной галереи. Одним из основных аргументов проведения акции было то, что художники, сделавшие роспись, включили логотипы спонсоров в общую композицию своего произведения".  

Находясь в пределах выделенной зоны, вы выражаете свой публичный протест против существующего положения дел. Москва. 2012

"Работа реализована в рамках проекта "Стена" в Москве на територии ЦСИ Винзавод". 

 

Красная линия. Киев. 2012

"Поводом, для создания этой работы послужило постановление Кабинета Министров oб исключении здания Гостиного двора, что на Контрактовой площади, из списка памятников архитектуры, находящихся под охраной государства, поскольку оно "не содержит предмета охраны и не может являться памятником". 

Депутаты Киевсовета передали ПАО «Укрреставрация» в аренду на 5 лет земельный участок для проведения “реконструкции” Гостиного двора под торгово-офисный центр с гостевой стоянкой. 

Цель данной работы – привлечь внимание общественности к проблеме уничтожения исторических памятников в Киеве. Работа создана при поддержке активистов инициативы "Право на місто".

Серия протестных постеров к "Первомайской демонстрации". Киев. 2012

"Серия протестных постеров, интегрированных в рекламное пространство – вдоль маршрута следования первомайской демонстрации. Одной из преследуемых мной целей являлось создание общего визуально-информационного воздействия на массовую аудиторию во время демонстрации".

Серия фотографий, несанкционированно помещенная в лайт-боксы. Киев. 2012

"Проект преследует несколько целей: во-первых, привлечь внимание общественности, обозначить возможность оказания помощи социально исключенным группам; во-вторых, изучить, насколько эффективно использование городского рекламного пространство для трансляции художественных произведений". 

Ростов-на-Дону. 2012

Берлин. 2012

Москва. 2012

Минск. 2012

"Спонтанно скомпанованные из мусора и подручных материалов – временные скульптуры, объекты и инсталяции".

Интервенция в книжный магазин. Киев. 2012

"Акция состояла в том, что я подбрасывал в книги в одном из книжных магазинов, некоторые авторские фотографии, на оборотной стороне которых предварительно разместил краткие инструкции (своеобразный план к действию, что нужно делать в случае, если вам посчастливилось найти эти работы).

Эту акцию следует рассматривать, как одну из альтернативных практик, которая нацелена на актуализацию публичного пространства за счёт инициирования диалога со зрителем".

 

 

 

Вера Ганжа