Валерий Чтак: «Запутать зрителя - вот чего я на самом деле всегда хочу»

25 сентября в Mironova Gallery открылась выставка под названием «Автор неизвестен» российского художника Валерия Чтака. В интервью ART UKRAINE художник процитировал Христа, а также рассказал про революцию, смерть и тренды в современном искусстве.

Валерий Чтак. Экспозиция выставки «Автор неизвестен»


Андрей Боборыкин Я знаю, что ты не очень любишь “говорить пару слов о проекте”...

Валерий Чтак Понимаешь, если бы мне было достаточно текста, я бы написал текст. Когда я был писателем, я писал. А теперь я стал художником. Если ты музыкант и поешь песни, то только узкие круги интересует то, как ты строишь ритм или мелодию, а так песня либо цепляет, либо нет. Так и здесь - никакая моя метанаррация, история или предыстория не поможет тебе в познании смысла.

Валерий Чтак. Экспозиция выставки «Автор неизвестен»


Не так давно ты участвовал в проекте “Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном Доме”. Расскажи о специфике участия в проекте такого масштаба.

- В Шоколадном доме был сложный зал, если ты помнишь. Неорусский. Там с ходу не въедешь со своими картинками. Мне повезло, я нашел случайно какой-то образ. И повезло еще, что в процессе работы это видели старшие товарищи: Гутов, Осмоловский, Кулик. Они пришли и сказали, что идея хорошая, и я ее воплотил.

Валерий Чтак. Экспозиция выставки «Автор неизвестен»


А здесь ты без товарища.

- Да, здесь нет товарища. Каждый раз, когда делаешь персональную выставку, мучаешься. Задаешь себе вопрос: “What would Jesus do?”. Сам решаешь, что правильно, а что нет. Та завершенность, которая ясна и понятна мне, - она понятна всем остальным? Об этом нужно париться или нет? На самом деле сводится к тому, нужно ли париться над тем, что скажут другие.

Валерий Чтак. Экспозиция выставки «Автор неизвестен»


И к какому же выводу ты пришел?

- В зависимости от обстоятельств. Смотри, мы делаем выставку в Киеве, художник из России, уже сказал в одном интервью, что ему не нравится украинский язык. И выставляет не совсем конвенциональные картины. С тем, что там написано еще можно согласиться или не согласиться. “У меня ни для кого ничего нет” вот на сербском написано. Вроде бы классные кроссовки, а что написано и почему - не совсем понятно. Следовательно реакция аудитории может быть любой. Вот об этом думаешь. Это же коммерческая галерея.

Валерий Чтак. Экспозиция выставки «Автор неизвестен»


Но нельзя лицемерить. Лицемерие очень распространено у художников. Можно даже не приводить конкретные примеры. Есть тренд - левое искусство. Понимаешь, его навалом, прямо везде море. При этом эти художники могут совершенно спокойно выставляться в этой галерее. Коммерческой галерее, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Или не в этой, а в какой-нибудь другой гламурной галерее. В хорошем смысле слова “гламурный”.

Валерий Чтак. Экспозиция выставки «Автор неизвестен»


Насколько в твоем понимании лицемерен тренд левого в искусстве?

- Он лицемерен от начала до конца. Это как искусство граффити в галерее. Граффити должно быть на улице - там оценивается его качество. Когда ты вносишь это в галерею, особенно когда это на холсте сделано, то это сразу резко проваливается. Шарик лопается, и вылетает воздух. Я видел много раз как граффитчики пытаются с одной стороны поставить под вопрос галерейное и музейное искусство, в которое их втянули, и свой собственный опыт граффити. В итоге получается какая-то херня. Вот знаешь, есть граффитчик Apl? Если говорить про его граффити, то это очень круто, просто шикарно. Но все, что он делал на холстах - по крайней мере все, что я видел на Винзаводе в мастерской у граффитчиков, - это вообще никак. Просто перевод краски и холста. И я видел это много раз у граффитчиков.

То же самое и с леваками. Весь этот пафос борьбы сходит на нет. Выдувается. Когда приходишь в галерею, и там сердитые картины про то, что Путин виноват, Юля сидит и так далее. Когда это палатки допустим на Крещатике стоят, это прикольно, но когда это в галерее или каком-то музее, то выглядит очень гламурно. Так или иначе все будет гламурно, если это не подвал. Настоящая борьба, настоящая революция - это камень, летящий в стекло милицейской машины. Все остальное - hypocrisy.

Чего нельзя сказать про правую молодежь. С правыми все как Христос сказал: “Будет ваше “да” - “да”, а “нет” - “нет”. Все что сверх того, то от лукавого”. И у правых это все получается. А у левых получается, что в Государственном центре современного искусства читают лекцию про анархизм. Или когда философ-анархопримитивист прилетает в Москву из Германии или Америки за чьи-то деньги читать лекции. Лицемерие налицо.

В галерее не может быть революционного искусства, не может быть граффити, не может быть настоящего духа борьбы.

Валерий Чтак. Экспозиция выставки «Автор неизвестен»


- То есть все упирается в вопрос институции?

- Абсолютно. Ты можешь сделать хоть сколько угодно точную работу про борьбу, марксизм, неважно, но ты с самого начала сдулся, если не поставил под вопрос институцию. Что такое революция? Поставить под вопрос институцию. В Москве есть такой художник, которого многие не любят, Ян Пищиков. Он очень богатый чувак, и он делает совершенно чудовищные по наполнению акции. Например он въехал в витрину галереи Stella Art на своем джипе. Или он закрывал бутики в одном гламурном переулке в Москве. Просто подходил, закрывал двери на велосипедный замок и уходил. Понимаешь, вот здесь никакого лицемерия, это очень хорошее искусство. То, что он делает, не вызывает вопросов.

А к тому, что делают левые, вопросы всегда есть. Даже к Р.Э.П. То, что они делают, мне в целом нравится. Мне не нравится как Никита Кадан это преподносит. Ок, я понял, поставить под вопрос марксизм и так далее. А как же вы будете бороться, если находитесь в плену у институций. Давид Чичкан то же самое - какая-то анархия, анархия, анархия... Ну где ты делаешь анархию? Анархия должна быть на улице, не в галерее.

Валерий Чтак. Экспозиция выставки «Автор неизвестен»


Давай вернемся к работам, которые представлены здесь.

- Ну вот к примеру “Sztuka nie jest praca” - “искусство - это не работа” по-польски. И там еще у меня есть “Praca jest praca” - “работа - это работа”. Я воспринимаю концепцию Бойса о том, что каждый человек - художник, как утопический проект. “Искусство - это не работа” - на самом деле Бойсовская утопия. Каждый человек может ходить, но ходить это не работа. А заявлять о том, что искусство - это работа, значит утвердить элитистскую точку зрения. Ты не можешь быть художником, а я могу, поэтому я работаю. На самом деле художники - все дармоеды. Я иногда, с грехом пополам, делаю то, что мне нравится, а люди, которые работают в галерее, к примеру, делают только то, что им говорят. Я делаю только то, что мне нравится. Допустим, я не использую чужие слова, я не рисую на зеркалах. Только то, что мне нравится, что бы мне не предлагали.

Иногда приходит человек, и ему очень нравится работа, которая была сделана на отъебись. Просто нужно было забить чем-то холст. Многие лучшие работы получаются вообще случайно. Одна из моих лучших работ так получилась. Я поставил маленькие холсты к стене, сверху нарисовал полоску и приклеил швабру, и получилась такая странная вещь, и она мне до сих пор нравится. И приходит человек, ему это нравится, и он покупает эту работу за энную сумму денег. Как после этого объяснить людям, которые работают, что художники - не дармоеды, что это такая работа.

Местами конечно это tough. Ты поставил все на кон. Ты не работаешь, а занимаешься искусством. Просто я пробовал и работать, и заниматься искусством в самом начале своей “карьеры” - я работал сторожем. Но опять же ты пропускаешь какие-то встречи, не можешь никуда уехать. Купить можно все, что угодно, и продать, но покупают ведь не все. Мне повезло, я начал делать искусство в том виде, в котором оно продается лучше всего, - картины. До сих пор насыщенный рынок, даже там, где он в минимуме.

Валерий Чтак. Экспозиция выставки «Автор неизвестен»


Как переводится вон та надпись “Kan Je Dood Gaan Van Het Lachen?”?

- Это на голландском: “Можете ли вы умереть от смеха?”. Был такой стоик Хрисипп из Сол. И он напоил осла вином и умер, смеясь над тем, как осел пытался есть финики. Чем дальше, тем меньше становится вещей в мире, про которые читаешь и не можешь удержаться от хохота. Это прекрасная смерть. Я бы хотел умереть от смеха.

Валерий Чтак. Экспозиция выставки «Автор неизвестен»


Какое место автор занимает в медиа-реальности относительно своего произведения?

- Есть очень расхожая фраза о том, что независимо от того, что делает художник, он всегда делает автопортрет, и я с этим абсолютно согласен. Когда люди просят дать фотографию для интервью или каталога, я указываю им на свои работы и говорю, что вот это я. Не нужно знать про какого-то чувака в кепке и шапке с бородой. Потому, конечно, неразрывно связан автор и его произведение.

 

- Почему же тогда у тебя «Автор неизвестен»?

- Потому что в Киеве он неизвестен. (смеется). Если бы я следил за своим творчеством со стороны, я бы заметил, что названия очень часто лучше, чем выставки. “Живопись - это мертвый язык” или “Скажи: шиболетт”, или “Анархизм, хасидизм, агностицизм”. Здесь тоже хлесткая фраза. Почему бы ее не использовать в названии.

Валерий Чтак. Экспозиция выставки «Автор неизвестен»


Но объединена ли выставка какой-то общей концепцией?

- Понимаешь, я сижу в болоте. Я сижу в нем довольно давно и не чувствую вони, всего этого запаха. А ты говоришь мне: “Как тебе там? Воняет? Комары?”. А я сижу там все время; это наполняет всю мою жизнь. Я дышу этим воздухом, пью эту воду и питаюсь этими насекомыми. Я - лягушка. Я - отсюда. Потому я не могу объяснить тебе, каково это. Тоже самое и здесь. Я не смогу тебе ничего объяснить. Запутать зрителя - вот чего я на самом деле всегда хочу. Чтобы он зашел сюда и был overwhelmed. Я использую все доступные средства, которые у меня для этого есть.

 

Какую роль в этом играет текст?

- Изначально дело в том, что картинка без текста не является завершенной для меня. Поэтому чем дальше, тем сложнее этим заниматься. Нужно обязательно стопроцентно верить в то, что ты пишешь. Есть три вещи, которые невозможно симулировать: сумасшествие, любовь и веру в бога. Все, кто симулируют это, глубоко несчастны. Я верю во все, что здесь написано. Может бы потому, что я - модернистский художник. Из области веры, любви и сумасшествия. 

 

 

 

 

Андрей Боборыкин

 

Фото: Mironova Gallery