Вариации вокруг «Full Face»

Траекторию размышлений о выставке художника Ильи Пруненко «Full Face», которая сейчас проходит в Карась Галерее, можно сравнить с полетом мухи. Возникает такая ассоциация в силу трех основных причин: большого масштаба некоторых работ; своеобразного «zoom» эффекта - максимального приближения к объекту, который изображается; и тематики работ - лицо одной и той же девушки.

 

По мнению американского антрополога Эдварда Холла, оптимальное расстояние для повседневного социального общения колеблется от 1,2 до 3 метров. Молодой донецкий художник Илья Пруненко по-своему интерпретирует вопрос дистанции, сочетая имитацию макросъемки с глобальным масштабом. «Мы склонны рассматривать свое лицо с довольно близкого расстояния. В момент созерцания себя самого человек возвышается над собой, делает себя предметом исследования. Близость вызывает двойственные чувства. И эта амбивалентность вызывает у нас состояние возвышенного», - отмечает автор в аннотации к выставке.



Экспозиционная стратегия «Full Face», которую использует Илья Пруненко, перекликается с его более ранними проектами, в частности серией работ «Слепые» в Я Галерее. Так, четыре масштабные работы дополняются крошечными полотнами, на которых изображены маленькие элементы: уголок губ, часть кожи, веко. Художник словно разрезал одну большую картину на маленькие куски, намекая тем самым, что даже отдельные части полотна можно рассматривать как самодостаточные произведения искусства. Детали превращаются в своеобразные примечания/ссылки.

Илья Пруненко принадлежит к прихожанам церкви адвентистов седьмого дня – одного из направлений протестантизма, возникшего в XVIII веке. В соответствии с этим учением дела человека есть доказательством веры. Сакральные подтексты прослеживаются в ряде работ Ильи: «The End» (пророчества о конце света), «Маленький рог» (небный язычок как символ Ватикана и Папы Римского), «Кинофайлы» (аналог средневековых фресок - своеобразной «Библии» для бедных), «Чувство христианства» и другие.

 

Адвентисты отрицают церковные обряды, в том числе, почитание икон. По замыслу автора выставка «Full Face» должна вызывать «ощущение трансцендентальности идей, стоящих за объектом эстетического восприятия», зритель может пережить «шок от понимания невозможности чувственного представления этих идей при максимальной иррациональной приближенности к ним в самом акте восприятия».

Расстояние часто описывает личное отношение художника к изображаемому объекту. В художественных школах ученикам советуют отходить на некоторую дистанцию от мольберта, чтобы целостно воспринять свою работу и преодолеть собственную творческую ангажированность.

Лицо уже давно не является «визитной карточкой» человека, благодаря которой происходит идентификация личности. Под влиянием рекламной индустрии, «институтов красоты» и пластической хирургии телесность трансформировалась в своеобразный 3D билборд. Однако, главной темой выставки «Full Face» является не столько лицо, со всеми возможными подтекстами, а собственно приближение как процесс.

 

Определить свою оптимальную дистанцию для восприятия работ Ильи Пруненко можно в пространстве Карась Галерее до 15 апреля. 

 

Фотографии: www.karasgallery.com