Венецианская биеннале: мой маршрут

Репортажи об основных событиях в рамках открытия 56-й Венецианской биеннале  уже вышли. Естественно, в силу огромного масштаба события, в фокус внимания журналистов и критиков традиционно попадают далеко не все интересные мероприятия. Именно поэтому я решила поделиться собственной историей знакомства с Венецией, впечатлениями о выставках, записками из блокнота и фотографиями наиболее запомнившихся проектов и работ.

 

Приезжая в Венецию перед открытием биеннале, поражаешься невероятной концентрации искусства – кажется, в каждом здании проходит какая-нибудь выставка, симпозиум или лекционная программа. Весь художественный мир в эти дни съезжается  сюда, чтобы показать лучшее из созданного за последние два года. В сочетании с уникальной атмосферой города это производит просто невероятное впечатление.

 

В Венеции легко растеряться. Что выбрать, когда от художественных проектов, каждый из которых грозит важным визуальным и интеллектуальным открытием, просто разбегаются глаза, а город еще и манит простыми туристическими радостями? Здесь хочется часами блуждать по узким улочкам и представлять себе, как выглядела жизнь этого ни на что не похожего города сто или пятьсот лет тому назад. Переходя из одного музея или выставочного центра в другой, можно попутно заглядывать в старинные церквушки, во многих из которых также расположились арт-проекты в рамках биеннале. Тут все дышит историей, и при этом нерв современности тоже пульсирует именно здесь. Это сочетание старины и актуального искусства просто магнетизирует. В результате начинаешь воспринимать окружающий мир как тотальную инсталляцию, находя художественное очарование даже в разноцветном белье, висящем на веревках, протянутых в узких переулках средневекового города.

 

Улицы Венеции

 

У каждого в  Венеции свой маршрут. Вектор моих перемещений был, в первую очередь, завязан на подготовке к открытию проекта  в рамках выставки в Palazzo Bembo. Это старинное здание, в котором расположен Европейский культурный центр, находится возле известного  Моста Риальто (Ponte di Rialto)  прямо на Гранд-канале.  Выставка, в которой я принимала участие, называлась «Персональные структуры: пересекая границы». Для меня этот проект стал уникальной возможностью познакомиться с работами коллег со всего мира, а также показать интернациональному зрителю свою работу «Чорне намисто», с помощью которой я попыталась осмыслить травматический опыт нашей действительности последних лет. Именно условия человеческой экзистенции в определенном культурном и временном контексте стали отправной точкой, вокруг которой была построена концепция проекта в Palazzo Bembo.

 

Не могу не поделиться веселыми подробностями о монтаже выставки. Идея моего проекта заключалась в том, что огромные черные бусы должны были лежать на грунтовой поверхности, создающей эффект выжженной земли. Естественно, в Венеции никакого чернозема в наличии не оказалось. Как же я намучалась, пытаясь воссоздать эффект нашей родной земли из подручных материалов! Экспериментировать пришлось долго, в ход шли и уголь, и удобрения, асфальтовая крошка, пепел и акрил…В результате остановилась на комбинации золотистого песка и дерна вперемешку с охристой местной землей. Пытаясь создать эффект выжженной земли, я так увлеклась, что случайно подожгла и марлевые полотна, которые должны были служить экранами для видеоинсталляции. Благо, хоть упаковала с собой запас марли, а то, боюсь, и этого простого и привычного нам материала в роскошной Венеции могло бы не оказаться.

 

Зинаида Лихачева. «Чорне намисто»

 

Закончив, наконец, подготовку своей работы, я решила посетить персональную выставку Питера Дойга  в Palazzetto Tito (входит в состав Fondazione Bevilacqua La Masa). Этот проект стал настоящим подарком, ведь Дойг – один из моих самых любимых живописцев. Британский художник, один из пионеров ренессанса фигуративной живописи 1990-х, работает в удивительной манере, построенной на глубоко интуитивном восприятии мира и уникальном ощущении красоты бытия. Основу произведений Дойга составляют пейзажи, созданные в традиции постмедийной живописи – все они вдохновлены фотографиями, газетными вырезками, видеоклипами или другими элементами современной массовой культуры. Дойг умудряется создать из этих обрывков медийных смыслов и образов настоящую визуальную поэзию, отсылающую к чисто восточной медитативной созерцательности. На выставке в Венеции представлены новые работы художника, написанные специально для этого проекта. Огромные полотна чередуются с камерными произведениями, каждое из которых – шедевр настоящего мастера, не устающего поражать меня потрясающе тихим и, в то же время, незабываемым настроением.

 

«Зов и ответ» – так называлось еще одно мероприятие на котором я оказалась в Венеции. На выставке в церкви Madonna dell'Orto, знаменитая  английская художница Эмили Янг представила свои новейшие произведения. Я была потрясена тем, как в работах скульптора из необработанного камня вдруг неожиданно проявляется человеческий лик. Кажется, мы присутствуем в первые дни творения, когда создатель только-только нащупывает идею человеческого существа. Эти лица  намертво связаны с природой, застывшие и величественные, они выстроились во внутреннем дворике монастыря, что усиливает мистичность и атмосферу этого места. Я не успела оглянуться, как пролетел еще один день.

 

Скульптура Эмили Янг

 

Наступает следующее утро, я пью чай и спешу на экскурсию в Punta della Dogana и Palazzo Grassi, где традиционно выставляется коллекция знаменитого французского миллиардера Франсуа Пино. В Punta della Dogana демонстрируется эксцентричная  выставка  Slip of the Tongue, на которой искусство XII-XV веков экспонируется рядом с произведениями модернизма и современным искусством. Огюст Роден и Джованни Беллини, Ненси Сперо, Девид Хаммонс и анонимные мастера XIII века…Неожиданные, провокационные сочетания, драматические диалоги сквозь столетия – именно этого эффекта легкого шока добивался художник Дан Во, выступивший куратором смелого проекта, вызвавшего неоднозначную реакцию критики.

 

Работа из коллекции Франсуа Пино

 

Небольшая прогулка по тесным улочкам и величественным каналам, и я уже в знаменитой Fondazione Prada. Здесь демонстрируется выставка «Переносная классика: от Древней Греции до современной Европы». Название проекта говорит само за себя – здесь проведено исследование роли миниатюрных копий классической скульптуры в истории искусства. Забавно посмотреть на предметы массового художественного производства доиндустриальной эпохи, а также поразмыслить о мании скульптуры, одолевшей Европу классической эпохи. После огромного количества увиденного современного искусства, небольшое вкрапление древнегреческой классики производит весьма освежающий эффект.

 

Проект в Fondazione Prada

 

На следующий день, после интереснейшего, но изнуряющего прогона по павильонам Джаржини и не менее захватывающего путешествия по бесконечным лабиринтам главного проекта в Арсенале, я оказалась в пустынном квартале-коридоре завешенном инсталляцией художника из Ганы. Проект «Out of Bounds» Ибрахима Махама – это огромные поверхности, созданные из  мешков от какао и угля.  Мешки выглядят как  единое лоскутное одеяло со следами маркировки и  наименований продукции и отсылают к теме необъятной географии движения товаров в эпоху глобального капитализма. Наверное, из-за того, что после многолюдных выставочных залов я, по какому-то странному стечению обстоятельств, оказалась в этом пространстве одна, эта инсталляция произвела на меня особенно сильное впечатление. Почему-то запомнилось, как легкий ветерок вызывал почти незаметное движение ткани и какой-то странный гипнотизирующий гул.

 

Зинаида Лихачева и Ибрагим Махам

 

Филиппа Адамс, директор Saatchi Gallery

 

На десерт я оставила посещение выставки PROPORTIO в Palazzo Fortuny, которую мне рекомендовали посетить все находившиеся в то время в Венеции друзья. Как оказалось, это была отличная подсказка – выставка, действительно, незабываемая. Гениальная работа кураторов Алекса Фервордта и Даниэллы Феретти построена вокруг размышлений о диалоге между классикой и современным искусством. Главная тема – утерянное знание об идеальной пропорции и сакральной геометрии – решена с удивительной тонкостью и эрудицией, а художественные произведения экспонируются наряду с работами  ученых, архитекторов и философов.

 

Из выставки PROPORTIO в Palazzo Fortuny

 

Ну и, наконец, увенчанный почетным венецианским львом лучший национальный павильон 56-й биеннале – проект Armenity. При одном воспоминании об этой выставке в армянском монастыре на отдаленном острове у меня просто  захватывает дыхание. Об этом проекте даже невозможно рассказать, его надо пережить. Одним из главных действующих лиц здесь выступает сам топос – древнейший монастырь с его уникальными традициями и артефактами. Для меня посещение армянского павильона стало особенным. Во-первых, именно в этом году я впервые побывала в Армении и соприкоснулась с древней историей и уникальной духовной  культурой  этой страны. А во-вторых, именно в день, когда я была в павильоне Армении, его объявили победителем, и я встретила здесь куратора главного проекта биеннале – талантливого и глубокого Окуи Энвезора.

 

В павильйоне Армении

 

Хочу сказать пару слов и об украинском павильоне, не смотря на то, что о нем и так уже  написано немало. Мы помним, что первый украинский прорыв на венецианской биеннале пришелся на 1956 год, когда Татьяна Яблонская показала здесь свою монументальную картину «Хлеб». А в 2015 году украинский павильон стал территорией надежды. Я приходила сюда каждый день, еще в процессе монтажа своей работы, и ужасно переживала за успех родной страны и ее проекта. Мне кажется, концепция нашего павильона воспринимается зрителями очень целостно, а каждая из работ художников  сама по себе является знаковым и мощным высказыванием о современности. Да, художники говорят об очень страшном опыте последних лет, но само переосмысление трагедии рождает надежду.  Сильный замысел и мощная выставка, требующая внимания и тишины. Стеклянный куб создавал эту необходимую уединенность, с другой стороны, не отделяя произведения и зрителей от окружающего пространства.

 

Украинский павильйон

 

Надежда создает условия для любви. Вот основное чувство, которое улавливалось и у соотечественников, и у международной  публики на открытии нашего павильона.

 

 

Зинаида Лихачева (слева), Надежда Пожарская и Александр Соловьев (справа) с логотипом украинского павильйона на Венецианской биеннале

 

Об авторе

 

Зинаида Лихачева – украинская художница. Была участницей персональных и групповых выставок в Киеве (Мыстецкий Арсенал, «Щербенко Арт Центр», Центр современного искусства М17, галерея «Лавра»), Лондоне и Венеции. С 2014 г. – член Национального союза художников Украины. Живет и работает в Киеве.

 

Зинаида Лихачева

 

 

Также читайте на сайте ART UKRAINE репортаж с Венецианской биеналле-2015 от Алисы Ложкиной (Часть 1, Часть 2)