Владимир Дубосарский, Александр Виноградов: «Берем отсюда, от корней»

В 2012 году на ART KYIV Сontemporary была представлена выставка двух известнейших современных российских художников: Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Художники работают вместе с 1994 года. Если в нулевых годах их работы обыгрывали модную в то время в художественной среде гламурную эстетику, то теперь художники обратили свой взгляд на улицы и фиксируют на холстах так называемую поэтику повседневности.

Организованный специально для Киева, галерей Триумф, масштабный проект «Х. Десять» собрал вместе работы десятилетнего творчества Виноградова и Дубосарского. В проект вошел и представленный в 2009 г. на Венецианской биеннале «Danger! Museum», и серия «За отвагу», и недавно показанная в Москве «Ретроспектива», а также серия будничной жизни города Химок - «На районе». К слову, именно в Химках и находится в настоящий момент студия художников. Это просторное помещение с громадными окнами, из которых открывается вид на улицы подмосковного города. Именно в Химкинскую студию и отправился корреспондент ART UKRAINE, чтобы задать художниками вопросы об их творчестве и о проекте, который был представлен Мыстецком Арсенале.

 

Статья из ART UKRAINE №5(29-30) сентябрь-ноябрь 2012. Рубрика Panorama.ua

Анна Ландихова Давайте поговорим о проекте, который был представлен в Киеве.

Александр Виноградов Мы сделали много новых работ, которые нигде не выставляли, и они все ложатся в новый проект «На районе» и «Химки лайф». Хотелось показать этот проект полностью, а не так, как в Москве, по галереям. Это первая причина, почему мы поехали в Киев. Вторая причина – это то, что мы увидели, когда приехали в Киев посмотреть пространство. Прекрасное пространство - Арсенал. В Москве таких нет пространств вообще. Слава богу, что его отдали искусству, потому что это пространство под искусство приспособлено.

- Странная тема – жизнь города Химок, почему вы к ней обратились? В конце концов – это бедный город, печальный индустриальный пейзаж…

Александр Виноградов Вовсе нет. Химки – прекрасный город. Это город-спутник, здесь делают двигатели, на которых американсике ракеты летают. Сейчас мы пытаемся работать с реальностью, и поскольку это вещь такая ускользающая, неизвестно еще, существует она или нет… и эта реальность у нас за окном. В некотором смысле, как мы говорим с Володей, «вся страна наша – Химки».

- Все эти люди, которых можно увидеть у вас на картинах, тут девушка что-то жует, мужчина полный какой-то… Они могли бы себя узнать. И вот эти, порой не очень красивые люди, каким-то удивительным образом получили право быть на ваших картинах.

Александр Виноградов Да, это реальные люди, они могут себя узнать. Ну, маленький человек – любимейшая тема русских классиков…

- Я знаю в начале лета в Москве на Винзаводе и в галерее «Триумф» проходила выставка, где вы предъявили публике свои старые, недавно дорисованные работы

Александр Виноградов Часть этой выставки была в Киеве. Была часть проекта «За отвагу». Потом портреты. Это – присяжные. Двенадцать человек.

- Присяжные?!

Александр Виноградов Ну, вообще, это доска почета города Химок. Это лучшие люди города Химок. Их двенадцать человек, и мы решили, что они вполне могли бы быть присяжными на каком-нибудь суде.

- Давайте поговорим о выставке «За отвагу». Откуда взялась эта тема? Это дань патриотизму?

Александр Виноградов Если хотите, да. Это дань уважения уходящему поколению людей, которые воевали.

- А что еще вы показали в Мыстецком Арсенале?

Александр Виноградов Был еще один проект «Danger museum». Мы делали его в 2009 году для Венецианской биеннале. На этих картинах всем известные персонажи из классики мирового искусства: Рембрандт, Йозеф Бойс, Барак Обама. Групповой портрет Рембрандта, например… (Этот художник очень любил себя изображать, и мы собрали все его портреты на одной картине). И в каждой картине была спрятана маленькая видеокамера. Таким образом, что когда человек смотрит на картину, картина смотрит на него.

- Работы из проекта «На районе» лично мне напомнили картинки из советских учебников, старый добрый соцреализм, по крайней мере, по форме.

Владимир Дубосарский Можно, конечно, провести такую параллель. В каком-то смысле, когда мы начинали, мы работали с имперским, барочным соцреализмом как с языком (Дейнека, Пластов, Герасимов – все эти художники 50-х годов). А вот этот наш проект ближе уже к 60-м годам, к суровому стилю, к демократизации, изменениям в обществе. Мы не то чтобы это закладывали, просто где-то что-то пересекается (Пименов «Новая Москва», Булатов «Улица Красикова»), что-то общее есть, да. Поскольку мы российские художники, мы базируемся на отечественном языке, отечественной культуре. Берем отсюда, от корней.

- Можно вас спросить о политике? Сейчас очень много всяких политических волнений в Москве, к которым порой присоединяются художники… Многие возмущены тем, что делает власть.

Александр Виноградов Я отношусь к политике критически. Как-то не хочется влезать внутрь всех этих историй. Мне кажется, художник должен быть как бы над. И тогда он может лучше оценить и понять происходящее. А революции или эволюции (я, конечно, больше за эволюцию) произойдут без нас. Найдутся люди, сделают.

 

Владимир Дубосарский Дело в том, что не художники меняют мир, а все: и философы, и писатели… Когда был модернизм, была единая зона мышления того времени. А сейчас у нас (впрочем, может, закончился уже) постмодернизм. Он во всем: в мышлении, в политике. Сейчас на модернистских стратегиях просто делают деньги. И все находится под контролем. Все, в том числе и искусство, вот этот «контемпорари арт», «протестное искусство», - тоже, в каком-то смысле, под контролем, финансируемые сферы. Искусство современное – это некое гетто, куда выпускают протестные настроения. Зона свободы, где ты можешь критиковать, но в рамках определенных приличий. За это тебя берут на выставки, а за то не берут. Вот и думай, что ты хочешь делать.

- А где вы как художники во всей этой истории?

Владимир Дубосарский Понятно, что в эти игры мы не играем. Потому что мы в них никогда и не играли. И я не верю в искренность многих художников. Я считаю, что это конъюнктура. Художники пытаются обслуживать систему.

- А есть художники, которых вы уважаете и могли бы назвать? Кого вы любите или кто на вас повлиял?

Владимир Дубосарский Я многих художников уважаю. Из российских есть много художников, и молодых есть много перспективных. Человек сорок можно было бы назвать. Мы сейчас не будем называть пять фамилий, чтоб никого не обижать. И из старых недооцененных художников есть много хороших. Я вообще считаю, что искусство в России недооценено, не описано правильно. И, к сожалению, я не вижу радужных перспектив, что это будет когда-то правильно сделано.

 

Александр Виноградов Есть такой художник, американский. Мы от него немножко оттолкнулись в нашем проекте. Это Хоппер, Эдвард Хоппер. Даже есть несколько картин, посвященных самому Хопперу. Он, как мы, - рисовал то, что видел.

- Вопрос, который, наверное, все задаютКак вы вместе работаете? Кто-то рисует эскиз, а кто-то другой накладывает краски?

Александр Виноградов Нет-нет! Послушайте, мы же не пишем одну картину вдвоем! Обычно у нас проект – несколько картин. Мы долго обсуждаем его. Споров о том, какую краску положить не возникает, потому, что мы договариваемся на берегу. Мы же вместе в училище учились! Мы не толкаемся локтями у холста.

 

 

Анна Ландихова