Вспоминая 2013-й: художники подводят итоги своего творческого года

Продолжая подводить итоги года, ART UKRAINE попросил украинских художников поделиться фотографиями своих работ, сделанных в 2013 году. Возможно, некоторые из них будут ассоциативно напоминать о событиях уходящего года. В подборке - живопись, перформансы, видео и аудиоинсталляции, и (ведь без этого нынче никуда) немного революции. Комментарии самих художников прилагаются.

 

Тиберий Сильваши

Я много лет продолжаю работу над проектом "тотальная живопись". Здесь важна не отдельная работа, а создание серий и циклов, каждый раз образующих в пространстве новые констеляции. В 2013 году такой работой стал проект "Монохромия" в "Мыстецком Арсенале" в рамках ART-KYIV Contemporary, а также в галерее "Боттега".

Тиберий Сильваши, проект "Монохромия", "Мыстецкий Арсенал"

Тиберий Сильваши, проект "Монохромия", "Мыстецкий Арсенал"

Тиберий Сильваши, проект "Монохромия", "Мыстецкий Арсенал"


Жанна Кадырова

Проект "Толпа" я начала в 2012 году, а закончила уже в этом. Полную версию (40 коллажей) я планировала показать на Московской биеннале в этом году, однако "таможня не дала добро" и в начале августа машину с этой работой не пропустили на границе. Что же касается проекта "Монументальная пропаганда", то он был реализован осенью 2013 года для выставки номинантов на премию PinchukArtCentre.

Жанна Кадырова, "Толпа"

Жанна Кадырова, "Толпа"

Жанна Кадырова, "Монументальная пропаганда"


Тарас Ковач

В экспозиции пейзажи на расстоянии формируют абстрактный фон. Он состоит из маленьких изображений, офортов формата А4, где каждое - самодостаточно. Вторая часть проекта – работы, выполненные в эстетике фотообоев, где на первый взгляд случайный пейзаж становится местом действия, а также лайтбоксы – подсвеченые копирки, которыми я пользовался при перенесении изображения на офортную доску, ведь они наиболее точно передают состояние «шума». Интересно было исследовать наш повседневный визуальный ряд и то, каким образом человек может наделить смыслом самые простые вещи.

Тарас Ковач, Проект "Шум" в Щербенко Арт центре

Тарас Ковач, Проект "Шум" в Щербенко Арт центре

Тарас Ковач, Проект "Шум" в Щербенко Арт центре


Тарас Ковач, Проект "Шум" в Щербенко Арт центре


Тарас Ковач, Проект "Шум" в Щербенко Арт центре


Антон Логов

Антон Логов, проект "Ребрендинг", Я Галерея, март 2013

Первая часть работ - переосмысление бренда как символа современности, вторая часть – крест как вневременной бренд.

Антон Логов, проект "Татлин", терраса Я Галереи, сентябрь 2013

Пространственная инсталляция. Живопись без холста. Посвящение русскому художнику-авангардисту Владимиру Татлину.

Антон Логов, проект "Электростанция" в рамках "Индустриального Эдема", ИПСИ, октябрь 2013

Метафорический взгляд на электричество как символ современности.

Антон Логов, проект "Татлин v2" Арсенал, в рамках проекта "Индустриальный Эдем", ноябрь 2013

Интерактивная пространственная инсталляция, развитие проекта "Татлин".

 

Иван Светличный

В начале этого года я закончил работу под названием "Триптих 2". Работа состоит из 3 скульптур, изготовленных из дерева, металла, стекла и бетона, посредством которых возникает сам объект – аудиоскульптура. "Триптих 2" является последней работой серии "Резня о минимале", которая была начата в 2011 году и состоит из 11 аудиоскульптур, а также скульптур, графики и видеодокументаций. Так что, закончив работу над триптихом, я завершил и работу над всей серией.

"Триптих 2", Выставка "Место встречи" (Фонд «ИЗОЛЯЦИЯ. Платформа культурных инициатив»)

Летом, в рамках выставки "Состязания со временем: искусство 1960-х – начала 2000-х годов" (Национальный художественный музей Украины), я сделал видео работу "14.06.13". Мне хотелось, чтобы данная работа вышла из плоскости видео и сюжетно-событийный ряд разворачивался во временнόм контексте. Эту задачу я реализовал благодаря принципу экспонирования, который стал неотъемлемой частью проекта. Его суть заключается в том, что видео неба, которое на протяжении суток снимается с крыши музея, начиная со следующего дня без монтажа и подрезки, а также соблюдая прямое соответствие между временем на видео и временем трансляции, ежедневно в течении года показывается в музее. Т. е. экспонируется до тех пор, пока реальное течение времени суток не совпадёт с течением и состоянием времени на видео-работе. Таким образом действие возникает в плоскости восприятия и осознания зрителем временнόго зазора, поначалу практически незаметного, но всё увеличивающегося к середине годичного цикла показа, и возвращающегося к исходной точке к концу этого цикла.

Видеораскадровка работы "14.06.13"

Последняя из работ, реализованных в этом году, – аудио-инсталляция "Прозвук, зримя, обррма", которая была представлена в рамках выставки 20-ти номинантов Премии PinchukArtCentre 2013. Название аудио-инсталляции – ключ к пониманию принципа сочетания элементов, из которых она создаётся: пространство, звук, зритель, время, образ, форма. Сама же работа, по сути, является изменчивым и текучим аудио портретом самой выставки, выставочного пространства и находящихся в нём зрителей.

Аудиоинсталляция "Прозвук, зримя, обррма", Выставка 20-ти номинантов Премии PinchukArtCentre 2013 


Мария Куликовская

Безусловно, в конце этого года важнейшим событием и «проектом» в моей жизни стала революция, которую ежедневно делали и делают тысячи моих соотечественников, друзей и товарищей. Возможно, эти события столь важны для меня еще и потому, что каждый мой проект, особенно в этом году, связан с революцией - в первую очередь во мне.

Скажем, Soma, выставленная в PinchukArtCentre, для меня несет особую важность именно в этом, революционном ключе.

Мария Куликовская, проект Soma, PinchukArtCentre

Женитьба на шведке стала едва не основным моим проектом, который длится с конца августа 2013 года, а вот дата его завершения пока неизвестна. Этим проектом мы попытаемся хоть немного сдвинуть монолитную гору мракобесия и постсовкового отношения к человеку в нашем обществе, которое ограничивает свободы человека, а также посягает на право выбора. Каким-то интуитивным образом нам удалось нащупать это больное место именно накануне революции и тотальной переоценки всего. Моя будущая законная (для меня) супруга станет просить вид на жительство в Украине (а я, соответственно, в Швеции) на основании нашего однополого брака. Согласно законодательству, этот брак на территории Украины будет недействительным, таким образом у Яки не будет оснований просить вид на жительство в Украине, стране ее законной супруги – вот здесь мы и посмотрим, выдержит ли наше законодательство спор с европейскими судами, которые отстаивают права и свободы человека.

Также я рада тому, как продолжает жить мой проект Homo Bulla, начавшийся еще в прошлом году, ведь в этом году вид разрушающихся мыльных скульптур мне нравится еще больше.

Мария Куликовская, проект Homo bulla


Леся Хоменко

Леся Хоменко, из серии "Смешанные чувства"

Леся Хоменко, выставка Ukarinian News, Замок Уяздовський, Варшава

Леся Хоменко, инсталляция "Автопортрет", PinchukArtCentre, фото: Сергей Ильин

Леся Хоменко, перформанс "Праздничный стол", галерея Карась

Леся Хоменко, портреты участников Майдана


Василий Цаголов

Создание проекта “Призрак революции” простимулировали волны протестов по всему миру. Свою задачу я видел в том, чтобы придать проекту региональный колорит, а то, что происходит в нашей стране сейчас, для меня уже тогда витало в воздухе.

Василий Цаголов, "Коктейль Молотова"

Василий Цаголов, "Банкир"

Василий Цаголов, Призрак революции

Василий Цаголов, "Наташа"

Василий Цаголов, "Критический градус"


Александр Ройтбурд

Александр Ройтбурд, Транспорт налаживается

Александр Ройтбурд, Большая одалиска

Александр Ройтбурд, Топ-10 заповедей

Александр Ройтбурд, Слизь угнетенных


Александр Ройтбурд, Послушай!

 

APL 315