Выставка Middle East Europe в пражской галерее DOX

В пражской галерее DOX в эти дни проходит выставка «Middle East Europe» - яркая, провоцирующая выставка, которая мало кого оставляет равнодушным – как, собственно, и сама тема арабо-израильского конфликта.



«Сегодняшняя реальность характеризуется легким доступом к изображениям, отображающим войны и этнические конфликты, происходящие по всему миру» - пишут организаторы выставки. «Хорошим примером этого феномена являются кадры хроники из Израиля и с оккупированных территорий, которые знакомы большинству людей на Западе, несмотря на то, что они никогда не бывали на Ближнем Востоке. На основе этой опосредованной реальности мы часто приходим к выводам, которые характеризуются упрощением или недоразумением. 

На выставке «Middle East Europe» представлены произведения европейских художников, которые реагируют на конфликт на Ближнем Востоке в прямой конфронтации с работами своих палестинских и израильских коллег. В то же время проект демонстрирует историческую, а также настоящую взаимосвязь между Европой и Ближним Востоком. Многие художники пытаются найти корни сегодняшней проблемы в европейском антисемитизме, который привел к исходу евреев в Палестину. Другие анализируют напряженность в отношениях между культурами в современной Европе и показывают, как тонка грань между страхом, религиозной или расовой нетерпимостью и физическим насилием, будь то в выражениях сегодняшний ненависти к евреям или исламофобии. Одной из ключевых тем выставки является сопоставление произведений искусства, созданных исходя из непосредственного личного опыта, с теми, которые были вдохновлены отображением конфликта в средствах массовой информации. 

На более общем уровне данная выставка, которая отображает израильско-палестинский конфликт на основе художественного заявления, может служить моделью изучения механизмов политического искусства в целом. В связи с этим возникают следующие вопросы: может ли художник комментировать проблемы, с которыми он не имеет опыта личного соприкосновения? Как приемы произведений искусства меняются, когда художник перемещается из своей страны к месту, которое он отображает? Есть ли принципиальная разница между искусством и активностью? Может ли искусство влиять на события, которые оно отображает?»

Выставка привлекает внимание к вопросам, связанным с политическим искусством, открывает вопрос об ответственности художника и наблюдает, как интерпретация произведения искусства трансформируется при помещении его в другой культурный контекст. Художники подчеркивают роль СМИ в формировании того, что мы называем реальностью. Тамара Мойзес, куратор выставки, говорит: «На мой взгляд, эта выставка может служить моделью изучения функционирования политического искусства в целом. Она указывает на этические проблемы, связанные с художественным высказыванием о событиях, в которых художник не имеет личного опыта». 

На выставке присутствуют работы, представляющие как «высокую политику», так и личные человеческие драмы, а также возможные варианты решения конфликта.  Впервые за пределами Израиля представлена «живая скульптура» израильского художника Ноама Браславский, изображающая Ариэля Шарона на больничной койке, которая получила признание в международной прессе и возродила интерес к Шарону и его политике в самом Израиле после её презентации в Тель-Авиве в прошлом году. Швейцарский художник Christoph Draeger изобразил комнату израильских спортсменов в мюнхенской Олимпийской деревне, в которой они содержались в качестве заложников, а затем были убиты. Куратор выставки Тамара Мойзес имеет богатый личный опыт участия в событиях, связанных с арабо-израильским конфликтом - с момента начала второй интифады она вместе с группой активистов работала по обе стороны на оккупированных территориях. Вместе с мужем Шломи Яффе она представляет на выставке работу, которая в виде музейной экспозиции отображает присоединение Израиля к Европейскому Союзу. 

Особняком от «политического искусства», в основном представленного на выставке, стоит работа, а точнее, целый павильон немецкого художника Volker März. Художник изображает приключения Франца Кафки, который не умер в Чехии, а уехал вместе со своей обезьяной Мистером Ротпетером в Израиль и дожил там до глубокой старости. Лично мне эта экспозиция показалась самой интересной на выставке.

Выставка «Middle East Europe» впервые была показана в Израиле в сентябре прошлого года, после Чехии она будет показана в Палестине, Венгрии, Словакии и Польше.

Участники выставки: Anisa Ashkar (PS), Yael Bartana (IL), Emad Bornat (PS), Noam Braslavsky (IL), Noam Darom (IL), Christoph Draeger (CH), Radovan čerevka (SK), Ronen Eidelman (IL), Roza El-Hassan (HU), Hanna Farah (PS) & Hila Lulu Lin (IL), Raafat Haatab (PS), Ihab Jadallah (PS), Khaled Jarrar (PS), Cheb Kammerer (DE) & Sharon Horodi (IL), Wolfram P. Kastner (DE), Milan Kohout (CZ), Martin Kollar (SK), Milan Kozelka (CZ), Radim Labuda (SK), Jumana Manna (PS), Volker März (DE), Miklós Mécs & Judit Fischer (HU), Avi Mograbi (IL), Tamara Moyzes (SK), Damir Nikšič (BiH), Tamar Paikes (IL), Public Movement (IL), Itamar Rose & Yossi Atia (IL), Yonatan Shapira (IL) & Ewa Jasiewicz (PL), Joanna Rajkowska (PL), Marcus Shahar (IL), Ruti Sela & Maayan Amir (IL), Ivan Vosecký (CZ), Shlomi Yaffe (IL).

Кураторы: Tamara Moyzes, Zuzana Štefková.

Выставка продлится до 20 апреля.



 

 

 

 

Евгений Деменок