Юлия Макаренко, Алексей Романенко: «Наш творческий принцип – абсолютная случайность»

Не так давно в Малой галерее Мыстецкого Арсенала прошла выставка Юлии Макаренко и Алексея Романенко, которая носила название «Эээ». Художники выстроили свой проект, объединив фотографию, анимацию и случайность.

 

Исследовательский проект «Анимация в художественных практиках Украины ХХ-ХХІ ст.» основан на изучении применения, преобразования и переосмысления анимации, оптики, кинетики украинскими художниками. Инициатор исследования – художник, искусствовед Виктория Перевозникова.

 

Из экспозиции выставки «Эээ...». Фото – автора

 

Это ваш первый совместный проект? Из какого профессионального поля вы пришли в искусство?

 

Юлия: Мы работаем вместе уже довольно давно. Но так, чтобы явно – это, наверное, впервые.

 

Алексей: Мы давно уже сотрудничаем. У меня было несколько живописных проектов. Юля, так или иначе, принимала участие в них, помогала – без нее ничего бы не состоялось. А этот проект мы уже как-то более осознанно совместно создали.

 

Юлия: Если тогда это было по формуле «70% х 30% и 80% х 20%», то сейчас – «50х50». Потому как без каждого из нас не было бы ничего.

 

Алексей: Этот проект происходит в развитии. Изначально ничего не планировалось. Это были личные фотографии, которые мы делали для того, чтобы развлечь себя и публиковали их на facebook (KotoYtka), чтобы рассмешить еще кого-то – потому что все как-то слишком печально в последнее время. Это был альбом, который вырос и начал жить своей жизнью. Появился фидбэк, и мы решили оформить все это в более явные формы. Мы решили формулировать свой принцип как «полная случайность».

 

Юлия: Мы дизайнеры. Я по образованию дизайнер интерьеров, но, в принципе, никогда этим не занималась; работала какое-то время графическим дизайнером, а сейчас занимаюсь домашним текстилем – это моя основная работа.

 

Алексей: Я занимался длительное время телевизионным и видео-дизайном. Это тоже был вынужденный шаг, поскольку искусством тяжело как-то себя прокормить. Я работал на телевидении, был непосредственно связан с телевизионным производством. Работал в качестве дизайнера и арт-директора с анимацией, телевизионной графикой.

 

Юлия Макаренко, Алексей Романенко. Фото: Кирилл Гайдай-Роскошный

 

Расскажите о теме исследования, которая могла бы стать лейтмотивом для всех ваших работ.

 

Юлия: Это просто наша жизнь. Это путешествия. Все фотографии сделаны во время наших прогулок абсолютно спонтанно. Все, что мы делаем – это не проработанные и не подготовленные работы. Мы просто где-то гуляем и потом с этим работаем.

 

Алексей: Это такая форма познания городской среды. Мы выбираем Киев или какие-то города, где путешествуем. Это выливается в прогулки и исследования территории.

 

Здесь и далее – фото автора из выставки «Эээ...»

 

Как появилась идея выставки «Эээ»?

 

Юлия: Случайно. Мы пришли к Дане Брежневой в галерею, и она предложила сделать нам выставку.

 

Алексей: Мы планировали издать или каталог, или печатную книгу.

 

Юлия: Решили, что, в принципе, не хотим напрягаться вообще. Если этот проект хороший, то он сможет сам по себе развиваться. Как произошло с этой выставкой. Мы ни у кого ничего не просили, ни с кем не договаривались. Дана предложила, совпали условия и технические возможности. Из случайностей выстроилась выставка. Мы себя не ограничивали.

 

 

В одном из интервью вы говорите, что хотите делать такие работы, которые не нужно никому потом объяснять, писать длинные заумные тексты. Т.е. вы за то, чтобы работа доступно говорила сама за себя?

 

Юлия: В принципе, да. Ну что тут можно объяснить?! Каждый сам себе видит, сам себе объясняет. Мне бы не хотелось углубляться.

 

Алексей: В этом конкретном случае мы решили не артикулировать ничего. Это фотография, которая вышла за рамки альбома и приняла форму анимации, видео.

 

 

Выставку не сопровождает текст.

 

Алексей: Да, было лишь небольшое промо перед выставкой – буквально несколько слов.

 

Насколько я понимаю, изначально это были фотографии. Каким образом они приобрели форму анимации?

 

Юлия: Мы подумали, что вывешивать в рамочку фотографии, которые можно посмотреть в facebook – скучно, обычно и неинтересно. А тут еще получилось, что нам предоставили техническую поддержку.

 

Алексей: Все изменялось в процессе. Изначально это должны были быть стоп-кадры с происходящим действием в определенный момент. Все же это бытовая техника. Мы были ограничены технически и отказались от идеи.

 

Юлия: Еще мы как-то напечатали немного открыток. Это личный тираж, который мы раздариваем друзьям. Возможно, появится проект, в котором открытки будут жить своей жизнью, «путешествовать» по разным странам.

 

 

***

 

Об авторе

 

Виктория Перевозникова – исследователь, искусствовед. Ведет рубрику «Художники и анимация» на сайте ART UKRAINE.