Зачем нам дополнительная полоса на шоссе?

Техас - второй по величине штат США. Он расположен между двумя «мегагородами» - Нью-Йорком и Лос-Анджелесом. Две длинные техасские трассы, соединяющие запад и восток, север и юг страны, пересекаются в Далласе, который является важным транспортным узлом с начала ХХ века.

 

Объект из экспозиции персональной выставки «Victory» чикагского художника DZINE. Фото: Dallas Contemporary

Статья из ART UKRAINE № 6-2 (31-33). Рубрика ART GLOBUS

 

Кто-то приезжает в Даллас, чтобы окунуться в аутентичную ковбойскую культуру и попробовать суп из мяса гремучей змеи, кто-то - поболеть за команду Dallas Cowboys, а кто-то до сих пор находится под влиянием культовой мыльной оперы Даллас. Но еще более привлекательный повод посетить техасский мегаполис, - художественный центр Dallas Contemporary. Здесь город по сей день дышит предчувствием неоткрытых территорий на карте современного искусства. Это и новая земля, где сбываются поэтические мечты, подпитанные безграничными просторами, нефтяной энергией и палящим южным солнцем. Здесь разворачивается новейший вестерн XXI века.

Объект из экспозиции персональной выставки «Victory» чикагского художника DZINE. Фото: Dallas Contemporary

 

Dallas Contemporary является одной из немногих в США институций, работающих в формате Кунстхалле - динамического художественного центра со сменными выставками на основе только созданных или впервые демонстрируемых работ. В течение нескольких последних лет Dallas Contemporary развился из учреждения локального значения, которое поддерживало исключительно техасских художников, во влиятельный центр-трендсеттер, генерирующий передовые идеи и привлекающий десятки тысяч посетителей. В первые десятилетия деятельности менялось название, поэтому о нынешнем Dallas Contemporary можно услышать как о D'Art, Dallas Visual Arts Center, The Contemporary.

 

Перформанс K8 Hardy при открытии события The Legendary в DallasContemporary. Фото: Кевин Тодора


О центре рассказывает его директор Питер Дорошенко:

«Dallas Contemporary - это некоммерческая урбанистическая двуязычная организация, существующая с 1977 года.

Она выразительно характеризует техасскую культуру: в прошлом пропорционально значительно больше инициатив, мыслей и интереса поступало от частных лиц, а не от городского руководства или власти высших уровней.

С 2010 года, когда меня назначили директором Dallas Contemporary, начался новый этап его истории. Идентификация музея с личностью его основателя отошла в прошлое, организация направила усилия на то, чтобы перейти уровень современного предприятия. Лихорадочный темп первых лет теперь изменен на более профессиональный и комплексный подход к работе музея.

Мы - крупнейшая в стране некоммерческая организация (3430 квадратных метров выставочных площадей), ежегодно организуем от шести до девяти персональных выставок, в которых всегда взаимодействуют местные и международная художественные арены, а еще - отдельные произведения и музейная коллекция. Систематические выставки молодых художников сочетаются с проектами признанных художников, находящихся уже на высших карьерных ступеньках. Это гарантирует каждому посетителю яркие впечатления. Dallas Contemporary издает газету The Contemporary, ориентированную на выход в течение следующих нескольких лет на серьезный международный уровень».

 

Инсталляция художницы Сильви Флери в витрине торгового центра Neiman Markus в рамках Dallas Contemporary 2012. Фото: Dallas Contemporary


Питер Дорошенко и новые имена в Далласе

Новый директор центра Питер Дорошенко известен в Украине прежде всего как бывший президент PinchukArtCentre и куратор украинского павильона на Венецианской биеннале 2007 и 2009 годов. В значительной степени стиль PinchukArtCentre сформировал именно он - американец украинского происхождения, который привлек в Киев художников, кураторов и журналистов со всего мира. Для Dallas Contemporary Питер Дорошенко сформулировал новую миссию: презентовать техасских художников в международном контексте. Потребность в этом продиктована наличием в городе требовательной аудитории зрителей; еще больше в продвижении местных художников заинтересованы даллаские коллекционеры и меценаты, при поддержке которых здесь воплощают смелые выставочные проекты. Согласно новой формуле Дорошенко, теперь две трети художников приезжают в Dallas Contemporary из разных стран мира, еще треть - авторы, которые работают в Далласе и в целом в Техасе.

Chit Chat в Dallas Contemporary. На фото директор Петр Дорошенко, фотографы Инесван Ламсвеерде и Винуд Матадин. Фото: Dallas Contemporary


Четыре года назад Dallas Contemporary переехал в здание 1950-х годов, где раньше был металлургический завод. В дополнение к шестиметровым потолкам здесь осталось немало атмосферных артефактов - труб, кранов, изоляционных материалов, измерительных устройств, которые рядом с художественными произведениями символически напоминают об индустриальном потенциале человечества. В новом пространстве прекрасно раскрываются крупноформатные произведения и инсталляции. Здесь, в частности, прошли резонансные выставки хьюстонского скульптора Джозефа Гавела (2010) лос-анджелесского художника и перформера Джеймса Гилберта (2010), звездного нью-йоркского художника Роберта Пруитта (2011), остинского мастера татуировок Джейсона Брукса (2011), немецкого фотографа Юргена Теллера (2011), австрийского художника Эрвина Вурма (2012), голландскихсупругов фотографов Инез ван Ламсвеерде и Винуд Матадин (2012), чикагского художника Dzine - последователя эстетики Kustom Kulture (2012). Здесь даже была проведена «первая и последняя» Даллаская биеннале (2012). Недавно прошла выставка шести техасских видеохудожников Los Americanos, которая демонстрировалась не только в стенах художественного центра, но и на больших мониторах в городском пространстве. В планах Dallas Contemporary - запуск программ двустороннего сотрудничества с художественными институциями Украины, России и других восточноевропейских стран.

Инсталляция художницы Сильви Флери в витрине торгового центру Neiman Markus в рамках Dallas Contemporary 2012. Фото: DallasContemporary


Благодаря образовательной программе Art Think о Dallas Contemporary ежегодно узнают около 12 000 подростков из разных учебных заведений Далласа и городов-сателлитов. Цель этой инициативы - развитие визуальной грамотности школьников. В Dallas Contemporary есть шесть «посланников искусства», которые проводят в школах занятия с детьми, помогают учителям разрабатывать художественные образовательные программы. Наши посланники - молодые искусствоведы, которые стараются строить в классе диалог на равных, дают детям базовый терминологический и теоретический инструментарий, способствуют выражению учениками собственного чувства современного искусства.

Кроме того, Dallas Contemporary уже третий год развивает уникальную социальную программу Taking It To The Streets. Местные художники проводят мастер-классы по стрит-арту для детей в отдаленных районах Далласа. Идея переноса музея на улицы спальных районов дает многим людям первый в их жизни музейный опыт. В сотрудничестве с Dallas Contemporary муралы в разных частях города создавали культовый Шепард Фейри (2012), местный мастер стрит-арта Sour Grapes (2011).

 

Объект из экспозиции персональной выставки «Victory» чикагского художника DZINE. Фото: Dallas Contemporary

 

Источники вдохновения для Dallas Contemporary

1. Открытость местных элит. Особая гордость Dallas Contemporary - наблюдательный совет, члены которого ответственны прежде всего за пополнение бюджета и стратегическую деятельность. В украинском контексте это может звучать странно, но в США люди (и Dallas Contemporary - прекрасный пример) входят в наблюдательный совет не для того, чтобы формулировать эфемерные предписания культурной жизни для «непросветленных масс». Главная миссия члена совета директоров - дружба с институцией, желание помочь, привлечь людей. Волонтерство элит, можно и так сказать. Я познакомилась со многими членами наблюдательного совета Dallas Contemporary в первую неделю пребывания в Техасе, на вечеринке у местного коллекционера, который как раз открывал выставку в своем художественном центре. Несмотря хлопоты своей обеспеченной и, как мы привыкли считать, «сладкой» жизни, в частных разговорах эти люди искренне интересовались идеями будущих выставок, судьбой предыдущих стажеров Dallas Contemporary, которых они помнят поименно (!), и уже в конце - количеством бриллиантов в инкрустированном Дэмиэном Херстом черепе в уборной владельца дома.

2. Смелость застройщиков. Динамический дизайнерский квартал Далласа, которым сейчас так гордится город и где находится Dallas Contemporary - это территория, которая недавно ассоциировалась с пустырем и заброшенными складскими помещениями. Несколько лет назад сюда пришли рисковые визионеры и предложили новую модель урбанистической жизни. Теперь в дизайнерском квартале активно развиваются бутики, антикварные магазины, интерьерные студии, галереи, шоурумы и концепт-сторы, первоклассные заведения питания и уютные кафе, где по вечерам кипит жизнь.

Недвижимости здесь немного, зато она разнообразна - от аскетичных лофтов до уютных квартирных комплексов и пентхаусов с садами и бассейнами на крышах. Дизайнерский квартал становится местом, где мечтают пустить корни все больше представителей творческих профессий. Такая атмосфера добрососедства - лучшая мотивация для художественного центра. Ведь, пытаясь отчетливо заявить о себе на волне расцвета нового района города, Dallas Contemporary уже становится культурным магнитом - и для нынешних, и для будущих соседей.

3. Амбициозность конкурентов: «художественная мода» в Далласе. Как центр современного искусства Dallas Contemporary заполняет уникальную нишу в культурной жизни горожан. Но посетители приходят сюда хорошо подготовленными, ведь культурная жизнь в Далласе насыщенная. Кроме дизайнерского квартала, статус культового уже приобрел Художественный квартал (Arts District) с музеями и академическими концертными залами, а также район Deep Ellum, где сосуществуют живая музыка, граффити, молодежные субкультуры и художественные мастерские.

Важнейшие культурные локации Далласа: Dallas Museum of Art – местный Лувр, картинная галерея с хрестоматийным собранием имен и артефактов от древних средиземноморских и азиатских находок, творчества примитивных племен до работ титанов европейского искусства и весомой коллекции культурных ценностей Америки. В музейном саду скульптур можно посидеть среди экспонатов на скамейке, спроектированной Западом Хадид.

Nasher Sculpture Center представляет коллекцию модернистской и современной скульптуры. Великолепное помещение с полупрозрачным крышей, сквозь которую в экспозиционный зал проникает естественный солнечный свет, спроектировал лауреат Притцкеровской премии Ренцо Пиано. Весной 2012 года центр стал жертвой скандального строительства рядом с музеем многоэтажного жилого комплекса Museum Tower, зеркальный фасад которого создал эффект солнечного зайчика и буквально выжигает выставочные площади «прозрачного» скульптурного центра, исключая демонстрацию многих деликатных скульптур.

Goss-Michael Foundation - организация, коллекция которой сформирована исключительно из работ британских художников группы Young British Artists. Ее основатели и владельцы - музыкант Джордж Майкл и его бывший партнер, даллаский бизнесмен Кенни Госс. Фонд реализует выставочные и образовательные программы, а также ежегодно награждает молодых художников премиями, направленными на поддержку их профессионального обучения.

The Power Station - галерея в духе откровенных интервенций в жесткое индустриальное тело города. Ее владелец, самый известный даллаский коллекционер Алден Пиннелл, превратил старую электростанцию в двухэтажную галерею современного искусства (в частности для site-specific инсталляций), сохранив при этом индустриальную поэтику пространства. Галерея сотрудничает с художниками из разных стран, проводит демократические открытия без дорогого шампанского и «лабутенов».

CentralTrak - выставочный центр и художественные резиденции программы Art & Technology Техасского университета в Далласе. Это площадка для экспериментальных проектов, интеллектуальных дискуссий и испытания искусства новых медиа.

Oliver Francis Gallery доказывает: американская мечта работает. Можно быть амбициозным и трудолюбивым 23-летним выпускником университета, происходить из простой семьи и, стратегически направив свой интеллектуальный потенциал, открыть собственную галерею и собирать альтернативные тусовки на презентации экспериментальных художественных проектов. Именно так сделал владелец этой новой галереи Кевин Джейкобс, который развивает «Культурную археологию» и открывает Далласу новые имена.

 

Стрит-арт далласской группы Sour Grapes


Питер Дорошенко: «Dallas Contemporary похож на журнал»

«Уникальность институции в том, что она построена не по образцам других художественных центров, а скорее по модели журналов. Программа разнообразных выставок и образовательных мероприятий отражает конкретный текущий момент - текущие события в студии художника, актуальные интеллектуальные темы. Междисциплинарные выставки с участием графических дизайнеров, фотографов моды и музыкантов создают моментальный кадр происходящего в культуре прямо сейчас.

Dallas Contemporary - это современный опыт. Мы стараемся захватить посетителей тотчас, когда они приближаются к зданию. Каждый из них учится в нашем пространстве со своей индивидуальной скоростью и может не раз возвращаться, чтобы узнать еще больше».