Знакомьтесь: Павел Эрлих

Полтора года назад правительство города Гамбурга предоставило в распоряжение художников, дизайнеров, музыкантов, в общем людей свободных профессий обширное роскошное здание XIX века− бывшие казармы − "Викториа Казерне". Самоназвание возникшего сквота − "Фраппант."(FRAPPANT)

 

Это весьма цивилизованный сквот, с органами самоуправления, душевыми и даже собственным буфетом. Первая же мастерская, на которую падает взор, сразу после входа, встречает гостеприимной надписью на русском языке − "зае...ли!". − и , ясное дело, принадлежит она одесситу Паше Эрлиху. Страшная надпись не оказывает на обитателей Фраппанта никакого действия, и творцы всех видов искусства и национальностей заходят в громадную мастерскую Павла, как на собственную кухню.

В том, что сюда тянет людей, нет ничего удивительного: за дверью с непечатной надписью открывается другое измерение. Энергетика художника пробивает брешь в туманной сдержанной материи севера Германии и образует пространство, исполненное светом южного солнца, ритмами Африки, в которой художник долго жил и работал, и естественно, обаянием Одессы.

За всю Одессу я вам не скажу, но в Гамбурге Павла Эрлиха знают. И галеристы, и коллекционеры, и министры культуры. Роман Херцог, выдающийся современный политический деятель Германии, бывший в разное время Бундеспрезидентом, Председателем Конституционного Суда и министром культуры, открывая выставку Павла в Гамбурге, отметил в своем лаутадио очень важную особенность его работ: на них можно и нужно смотреть долго. "Вряд ли достаточно одного беглого взгляда, − сказал Роман Херцог. − так как богатство деталей в его работах требует готовности к интенсивному углубленному восприятию. Вознаграждены будут эти усилия все время открывающимися новыми и новыми гранями работ, которые своей интенсивностью и творческой энергией окрыляют и обогащают фантазию зрителя".

Действительно, во всем, что делает Павел Эрлих присутствует какая-то первобытная сила. Но пропущенная через игольное ушко мастерства и таланта она являет нам картины вечных страстей и тем: рождение, любовь, вражда и дружба. И Время. Время это хотя и неявный, но постоянный персонаж его работ. Оно присутствует и в драматургии взаимоотношений персонажей, и в самой композиции, и в символике. Да и сам пластический язык, метод, выработанный художником (имеющим за спиной два академических образования), это тоже временной мост в те первобытные времена, когда рисунок был еще неотделим от магии и ритуала.

И совершенно закономерно, что художник нашел форму, в которой Время становится главным действующим лицом − live painting.

Рисунки тушью и кистью создаются на глазах у зрителей и проецируются на большой экран. В этом виртуозном, молниеносно возникающем каллиграфическом действе тоже встречаются времена и культуры, первобытная спонтанность изображения − средствами восточного каллиграфического письма. Перед этим экраном − становясь одновременно его частью − работают участники того или иного  перформанса. Это были и клезмер−группа, и марокканская танцовщица, и даже альпинисты во время перформанса в Москве "Крыша мира": создаваемые Пашей рисунки-символы проецировались на 15- метровую стену, на которую взбирались, забивая крюки, скалолазы.

Это восхождение к истокам культуры, первобытной символике характерно для всего творчества художника. Но это не декоративная игра, а естественное, даже закономерное развитие. Как всякий истинный художник, Павел Эрлих проходит свой духовный путь не умозрительно, а в творчестве − в материале.

Задавая себе "вечные" вопросы бытия, он ищет средства, язык в глубинных пластах цивилизации и одновременно в глубинных пластах своего сознания. Совпадения образов вряд ли случайны: ХХ−й век показал, что за последние несколько десятков тысяч лет человек изменился мало. На обломках философии европейского гуманизма опять встали проклятые вопросы: кто мы, зачем и на что мы способны в своих высших и низших проявлениях. И в попытках ответа на эти вопросы современный художник, если он хочет быть актуальным, ставит эксперимент на самом себе.

В заключение немного фактов из биографии Павла: родился в 1966 году в Одессе, закончил Грековку. Затем учился в Академии художеств Санкт−Петербурга, Академии художеств Гамбурга, преподавал живопись в Государственном Университете Зимбабве, делал ландшафтные инсталляции в Южной Америке, с 1994 года живет и работает в Гамбурге. Отец 4−х детей. Кроме живописи, графики и инсталляций работает с деревом и металлом. Ближайшие выставки Павла открываются в Мюнхене и Гамбурге.

 

 

Вера Вайсберг,

Гамбург