Школа перформативного волшебства

«А шо то він таке робить?» - спрашивает бабушка, которая, проходя мимо странно молчащей толпы, с серьёзным видом наблюдающей за действиями юноши, исполняющего перформанс, решила во всём разобраться. Что такое перформанс, как его воспринимать и можно ли этому научиться, пыталась понять не только пожилая львовская пани, но и многие из тех, кто 5-8 сентября посетили Дни искусства перформанс во Львове.

Перформанс Юрия Билея (Украина)

 

Фестиваль Дни искусства перформанс проводится в Украине с 2006 года. Тогда инициатором и организатором одного из немногих в Европе фестивалей, посвящённых исключительно перформансу, выступил Польский Институт в Киеве во главе с его на тот момент директором Ежи Онухом. В 2008 году Дни были интегрированы в программу Недели актуального искусства во Львове, организуемой Институтом актуального искусства и художественным объединением Дзига. С 2011 года фестиваль существует уже как отдельный самодостаточный проект. В 2009 году основным компонентом фестиваля стала Школа перформанса – по сути, единственная в Украине возможность учиться этому жанру. Значимость этого события сложно переоценить, поскольку в Украине, где во многих художественных учебных заведениях современное искусство по-прежнему остаётся негласным табу, перформанс - явление неисследованное и нераскрытое. Участники Школы  (ежегодно их около пятидесяти) за несколько дней интенсивной работы учатся мастерству у художников, специализирующихся на этой форме искусства. Традиционно Школа перформанса приглашает международных художников, которые читают лекции, проводят мастер-классы и представляют ученикам свои работы.

 

Перформанс Януша Балдыги (Польша)


Кураторами проекта уже не в первый раз выступили художники Тамар Рабан (Израиль) и Януш Балдыга (Польша). Януш Балдыга, участник известной польской группы перформеров «Академия Руху», посвятил перформансу всю жизнь и до сегодня исследует данный жанр. Сам Януш отмечает, что Школа перформанса ему интересна в первую очередь тем, что своим явлением формирует художественную среду, поскольку привлекает, выявляет и в дальнейшем продвигает молодых украинских художников. 

Пороховая башня стала основной локацией фестиваля: здесь зрителям приходилось постоянно курсировать между верхним этажом и улицей, ориентируясь на подсказки Влодко Кауфмана - организатора Недели актуального искусства. Здесь свои проекты представили украинские художники Юрий Билей, Павел Ковач (джуниор), Ярина Шумская (все трое - в прошлом ученики Школы перформанса), Василий Бажай, Владимир Топий, Мирослав Вайда, польские – Януш Балдыга, Вальдемар Татарчук, Каролина Кубик, Моника Шидловская, израильские – Тамар Рабан, Гай Гутмен, Мишел Шрайбер, канадка Надин Сурэ и ирландец Найджел Ралф.

Перформанс Павла Ковача (Украина)


Фестиваль был задуман с целью манифестировать перформанс как отдельный жанр искусства. При этом устойчивого определения перформанса как такового не существует, а многие художники до сих пор говорят о нём как о некоем параллельном жанре, дополнительном к основной художественной практике. Польский художник Збигнев Варпеховски утверждал, что каждое аутентичное действие художника должно дефиницировать перформанс, а каждый новый перформанс должен по-новому дефиницировать искусство. Подход идеалистический, но он определяет цели, которые ставит перед собой перформер. Школа перформанса интересна в первую очередь невозможностью обозначить границы перформанса и постоянным исследованием его возможностей. Преподаватель-перформер, работая с учеником, является не передатчиком правил, а скорее участником создания нового художественного языка. 

Перформанс Найджела Ралфа (Ирландия)


Важно отметить, что коммуникативная функция перформанса в рамках фестиваля была тоже несколько видоизменена: зритель (он же ученик) являлся не просто наблюдателем, поскольку старался постепенно приблизиться к роли перформера. Помимо коммуникации на уровне зритель-перформер существовало взаимодействие ученик-учитель, что дополняло структуру перформанса. Собственная художественная практика перформеров и её анализ служили учебным материалом для участников школы и в этом так же наблюдалась интересная трансформация самого перформанса. Самое ключевое в искусстве перформанса - это эффект встречи, напряжённости, которая возникает между художником и зрителем здесь и сейчас. Ещё один ключевой компонент этого жанра – это время или точнее отсутствие времени. Найджел Ралф – ирландский художник, приглашённый профессор Королевской академии искусств (Британия) – был одним из участником Дней и преподвателем Школы. Своими действиями, используя своё тело и пространство как инструменты, ему, как никому другому удавалось держать публику в напряжении. Готовясь к перформансу, он растягивал время, медленно проверяя настройки звука, подходя к зрителям и отдаляясь от них как будто измеряя рабочее пространство – эта подготовка была не менее перформативной. Перед началом перформанса Найджел снял наручные часы – такая небольшая, но важная деталь, подчёркивающая, что на территории перформанса отсчёт времени совершенно иной, либо же его не существует вовсе.

Перформанс Мишел Шрайбер (Израиль)


Позднее, Вальдемар Татарчук сделал то же самое перед началом своего перформанса. Он также рассказал, что искусство Найджела Ралфа оказало сильное влияние на его перформативную практику после того как в восьмидесятых Вальдемар увидел перформанс «Верёвка» в исполнении Найджела. Очевидно, для многих учеников Школы встреча с Найджелом, Вальдемаром и другими художниками станет также определяющей в их будущей художественной практике.

 

 

 

Ася Баздырева

Фото: Ася Баздырева, Костя Смолянинов