Школа современного искусства – «за» и «против»

С ноября 2014 года по июнь 2015 в Киеве пройдет Школа современного искусства, обучение в которой будет проходить по направлениям «куратор» и «художник». ВИКТОРИЯ БУРЛАКА, организатор этого курса альтернативного образования, подготовила материал для ART UKRAINE, в котором отвечает на вопросы: «какова суть этой школы?», «Кто и что будет преподавать?» и наконец «какого результата следует ожидать?».

 

Запах искусства


«Во всех академиях пахнет одинаково – нафталином». Эта услышанная сто лет назад шутка известного польского художника-абстракциониста Леона Тарасевича, будто въелась в мой мозг за счет удачно подобранного «якоря». Помню запах склепа, вдыхаемый в священных стенах Киевской академии искусства и архитектуры. Несмотря на качественное базовое образование, в профессию арт-критика, а затем куратора, мне удалось попасть совершенно случайно. Внезапно влившись в актуальный художественный процесс, ты чувствуешь себя не от мира сего, пропахшим нафталином любителем «изящных искусств». Тебе все поначалу ново и чуждо: ведь, эстетика современного искусства и традиционного – «две большие разницы».

 

 

Ситуация спонтанного самообразования кардинально не меняется, хотя, возможностей самому получать нужную информацию, во сто крат больше. Так, я «выросла» в своем понимании современного искусства в режиме одной институции – в начале 2000-х то был Центр современного искусства при НаУКМА. Сейчас институций, собственно, и выполняющих «образовательную» функцию, несоизмеримо больше – ПинчукАртЦентр, Мыстецький Арсенал, есть еще и галереи... Современному искусству нигде не учат: художников формирует само сообщество, люди, среда, вибрирующая на одних частотах. Разумеется, эта романтическая ситуация «образовательной депривации» не может длиться вечно…

 

Профессия на грани экстрима


Есть ли смысл системно обучать людей современному искусству, если, они худо-бедно сами «приходят» в него? Этот вопрос из области: «Зачем вообще учиться?» Запостив школу в фейсбуке, сразу же сталкиваешься с комментариями «реалистов»: «Зачем нам кураторы? Куда их, кураторов, сейчас девать?» К сожалению, это правда, девать некуда – если ты хочешь, чтобы тебя куда-нибудь дели, пристроили. При сегодняшней степени развитости системы искусства в Украине (но об этом не сейчас) куратор – это вообще не профессия. Скорее, образ жизни и мышления, способ самовыражения. Единственно приемлемый для некоторых творческих личностей. Институций сейчас мало, соответственно – мало институционально ангажированных кураторов. Значит, стоит рисковать и уходить в «свободное плавание». Почти каждый куратор в наших условиях, хочет он этого или нет – независимый. Есть такая позиция в западной системе – independent  curator. Правда, там, где функционирует масса частных фондов, быть independent легче. У нас, чтобы решиться на это, нужна доля авантюризма.

 

 

Куратор должен курировать, прежде всего, сам себя. Найти себе применение. Придумать собственный проект. Найти под него средства – у многих, кстати, получается. Я занималась этим, к примеру, последние лет 15: организацией выставочных проектов и развитием галерей – нонпрофитных и коммерческих – с нуля. Чем больше кураторов – тем больше инициатив, продвигающих художественную среду вперед. Художников, эта ситуация, по большому счету, тоже касается. Пока не работает система «привязки» художника к определенной галерее, система контрактных отношений, он тоже independent. Что в свою очередь, объясняется cпадом рынка – по понятным политическим и экономическим причинам. Но если все время думать обо всей этой цепи сопутствующих обстоятельств, то «синдром бедной Эльзы» не даст вам ступить и шагу вперед. Сегодня и художник, и куратор – профессии суровые, в них побеждают только самые целеустремленные и чувствующие свое призвание. Утешает, что все в этом мире циклично, за рыночным спадом последуют подъемы. А если ты занимаешься искусством – то уже счастлив, оно не дает тебе «закиснуть» в рутине. Ты всегда находишься в сфере активной циркуляции идей и жизненного драйва. Ведь, каждый талантливый художник создает свои видение мира – и оно обогащает всех, кто соприкасается с ним… Чем не рецепт счастья?

 

 

Практический результат


И, для тех, кого не напугали издержки профессий – немного об уникальности нашего образовательного предложения. Первый вопрос, который интересует потенциальных слушателей: «Что на выходе? Каков конечный результат?» Мы надеемся на результат практического свойства: пополнение рядов художников и кураторов. Довольно часто задают вопрос, чем мы отличаемся от других «лекториев по искусству». Тем, что не являемся лекторием, но все-таки школой. Мы предлагаем не определенный объем знаний, который слушатель как хочет, так и использует, но профессию. Второй немаловажный нюанс – этой профессии, в свою очередь, помогаем найти применение. Даем то, что называется первичной профессиональной социализацией. Хочется заполнить именно тот пробел, который не заполняет академическое образование – задать новичкам определенную систему координат ориентации в арт-пространстве.

 

 

Какой бы ни была несовершенной украинская «система искусства», как ее принято называть, для начинающих важно понимать, как она устроена изнутри, как работает, и как в нее попасть. Увидеть ресурсы, которыми она располагает, завязать необходимые профессиональные контакты. Первоочередная задача каждого начинающего художника – найти институцию, которая будет заниматься его развитием и продвижением. Свою галерею, своего куратора, круг единомышленников, в конце концов – и мы поможем это сделать. В конце концов, половина, условно говоря, «преподавательского состава» школы – Александр Соловьев, Людмила Моцюк, я – являются действующими кураторами. Следуя логике взаимовыгодного творческого обмена, кураторы тоже ищут новые ресурсы художников, превращаются в «охотников за головами». Этот поиск всегда актуален. Чем, собственно, с 2005-го года я и занимаюсь – вдохновляющим на новые идеи открытием новых имен. Сейчас просто изменится формат поиска…

 

 

Кто и что преподает


Второй вопрос: «Кто и что преподает?». Базовый курс называется «Кураторская мастерская» – своеобразная «азбука» основ современного искусства (рассчитана и на художников, и на кураторов). Читаем мы с Александром Соловьевым. Думаю, это очень важный момент, что такой известный куратор как Александр Соловьев, сможет поделиться своим опытом. Надеюсь, мне тоже удастся поделиться своим видением актуальности происходящего. Это обучение в академическом смысле слова, но прививка актуального мышления – теория, история и практика искусства в одном пакете. Попытка разобраться в контексте современного искусства и расстановка акцентов в нем. Очень важная сопутствующая задача – воспитание проектного мышления. Учащиеся будут генерировать проекты нон-стопом – в «виртуальном» и реальном режимах. В качестве поддержки Институт проблем современного искусства предоставляет для этого свое пространство.

 

 

Основной курс дополняют профильные – по разным видам искусства, разным медиа. Кураторы прослушают лекции по истории кураторства и его стратегиям. Курс «Современная живопись» – это серия мастер-классов современных живописцев, от Александра Ройтбурда и Тиберия Сильваши до Зои Орловой. Художник Алесандр Верещак и куратор Людмила Моцюк прочтут курс по новым медиа. Развитию концептуального мышления посвящен курс Сергея Попова. Объектно-простраственному искусству посвящен курс Мирослава Вайды. Историю украинского искусства в лицах – лекции посвящены творчеству художников, олицетворяющих определенные тенденции в художественном процессе – прочту я. Опять же, опасаясь излишней авторитарности наших мнений и взглядов, мы предлагаем «разбавить» их мнениями других. Так, изучить украинскую арт-сцену изнутри, увидеть основной спектр используемых здесь творческих стратегий, помогут мастер-классы с известными художниками и кураторами – от молодых, до классиков...

 

 

 

Надеюсь, наше предложение заинтересует талантливых и потенциальных людей. Повторюсь, открыть школу современного искусства в условиях нашей во многих местах не работающей системы искусства – решение непростое. Так как, художники и кураторы, помимо умения проявить свои лучшие творческие качества, должны обладать долей предприимчивости, чтобы самому выстраивать свою ситуацию. Но есть надежда, что именно накопление «критической массы» профессионалов и связанных с ними новых инициатив сможет кардинально изменить это положение…