«Бензоколонка – это красиво»

Репортаж Анны Ландиховой с открытия выставки "На полях" в Галерее на Институтской. 

 

Виктория Бурлака продолжает открывать таланты. Юные художники, представленные в Галерее на Институтской – Юрий Пикуль, Ирина Костышина, Никита Наслимов и Вита Кальмуцкая – совмещают в себе трогательную концептуальную неоформленность с откровенностью таланта.

Их работы несут на себе отпечаток соцреалистической живописи, но не в качестве точки противостояния, а в качестве усвоенного в детстве стереотипа.

Художники рисуют город индустриальным и заброшенным, каким он предстает в каждодневных поездках. «Бензоколонка – это красиво» - говорит Юра Пикуль.

Поэтому предметами их эстетизации предстают неожиданные объекты. По словам Виктории Бурлаки, «меняется видение, маргинальность среды не маскируется, но всячески подчеркиваются. Не только по духу, но и по букве: интересуют спальные районы, развязки метро на окраинах, вонь и грязь, неоднородность, аляповатая эклектичность, перегруженность ландшафта отметинами затянувшейся эпохи перемен и следами нашествия жителей сел».

 

Никита Наслимов

Станция «Арсенальная» на полотнах Никиты Наслимова – это отражение специфического коматозного состояния человека, едущего в  метро. Когда тоннели и переходы давят инфернальной темнотой, а люди кажутся монстрами.

 

Никита Наслимов

Тем удивительнее его «Бетономешалки», выполненные в нежных пастельных тонах, словно игрушки в некоей странной детской игре. «Художники «на заре туманной юности» по определению маргинальны. В данном случае под «маргинальностью» подразумевается состояние растерянности, абсолютно легальное зависание вне времени-пространства» (Виктория Бурлака).

 

Никита Наслимов. "Бетономешалки"

В картинах Ирины Костышиной и Виты Кальмуцкой наблюдается переосмысление города, появление нового лирического пейзажа. Невозможно не влюбиться в кинотеатр «Ленинград» (советская постройка 60-х годов), увиденный Ириной как что-то футуристическое и в то же время родное. А круглая «тарелка» со станции Лыбидская, подсвеченная заходящим солнцем, на картине Виты  совмещает импрессионистическую сентиментальность остановленного момента с реалистической техникой. Можно сказать, что то «светлое будущее», которое не удалось соцреализму, оживает наконец в воображении тех, кто его так и не получил.

Ирина Костышева. "Кинотеатр"

Эта утопия, созданная живописцами, далекими от концептуализма так называемого «молодого поколения» современных художников, возможно, станет следующей вехой в истории искусства. То, что придет на смену предельно деэстетизированой социальной критике – каким оно будет? Возможно, пастельные отсветы этой новой тенденции видны уже сегодня тем, кто вырос в потерянном постсоветском мире.

Куратор: Виктория Бурлака