АЛЕКСАНДР РОЙТБУРД: “Ситуация в Украине сейчас очень близка к культурной катастрофе”

С конца 80-х годов отечественный художественный процесс тесно связан с именем Александра Ройтбурда, одного из основателей украинского постмодернизма. Его работы представлены в Киевском Национальном художественном музее, «ПинчукАртЦентре», Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург), МоМа (Нью-Йорк), а также в крупных музеях Европы. Богатый опыт Ройтбурда как куратора и организатора множества художественных инициатив по всему миру, способствовал тому, что не так давно художник занял пост директора Одесского художественного музея. В беседе с ART UKRAINE художник рассказал о диалектике мифа, текущей выставке в одесской галерее Invogue#ART, причинах кризиса культуры и новой модели современного украинского музея.


Александр, в галерее Invogue#ART сейчас проходит ваша выставка «Метафизика мифа», лейтмотивом которой стала архитектура Одессы, объекты, вытесненные из повседневного контекста, в котором они пребывают. Могли бы рассказать о проекте подробнее?

Основной принцип метафизической живописи – это изымание предмета из реального пространства и помещение его в вечность. В вечности неживые объекты начинают жить, а живые – «застатуарены» и выполняют роль наполнителей пространства. В этой серии я апеллировал к Рене Магритту, Карло Карра, Джорджо де Кирико. Раньше я смотрел на Одессу, как на город, в котором доминировала другая поетика: жизнелюбие, позитив, солнце, море, плоды, плоть. В то же время в европейской городской культуре того периода, когда складывался «Одесский миф», присутствовали тенденции деструкции, мистики, декаданса, влечение к иррациональному и ирреальному. Хотя я очень люблю и юмор, и одесские рынки с их вкусной едой, но восприятие человека не сводится к этому – плотская энергия убивает тайну.

 

Выставка Александра Ройтбурда «Метафизика мифа» в Invogue#ART

Все изображения предоставлены галереей

 

Объекты в вечности изолированы от внешних вмешательств – они статичны и мертвы.

Речь не идет об изоляции. Меня в этой серии интересует не сам объект, а некая изначальная вневременная сущность. В этом состоит смысл метафизического существования.

 

Вы апеллируете к «Диалектике мифа» А. Ф. Лосева. Он интерпретирует миф как личностную чудесную историю, данную в словах. Ваша личностная история о мифологии Одессы выходит в публичную, социальную сферу, как протест.

Протест не был моей целью. Конечно, серия апеллирует к актуальной для города проблематике, к кризису идентичности городского мифа, к разрушению самого города. Это не исключительно формальные эстетские вещи. Я не претендую на разрушение мифа – он выдыхается вне зависимости от моей на то воли. Есть некая новая культурологическая реальность, на которую нужно смотреть уже не через призму старого мифа. Более того, я так же не настаиваю на том, что мое видение – это универсалия. Я – художник, а не идеолог, и не собираюсь навязывать городу новый миф.

 

Новые реалии городского пространства – это туристическая функция Одессы?

Дело в том, что город существует не 3 летних месяца, а 12. Это необходимо помнить для того, чтобы повлиять на реалии такого рода. Мне хочется, чтобы в Одессу приезжали люди за культурой, а не для того, чтобы слиться с природой у моря. По-моему, для этого существует множество других, более демократичных мест.

 

Выставка Александра Ройтбурда «Метафизика мифа» в Invogue#ART

Выставка Александра Ройтбурда «Метафизика мифа» в Invogue#ART

 

Нужно ли пытаться заинтересовать культурой тех, кто приезжает в Одессу просто отдохнуть?

Работать нужно со всеми, кто сам к этому готов. Задача институций, которые сегодня являются носителями культуры, среди них и музеи, в том, чтобы готовить людей ко встрече с искусством.

 

Считаете ли вы что люди, которые не проявляют интереса к культурному наследию, просто боятся искусства?

Культура должна стать доступной для публики, но у меня такое впечатление, что уровень понимания искусства и общий интеллектуальный уровень очень снизился за последние десятилетия. Если раньше люди приходили в музей, как в храм, прикасаться к высокому, то сегодня нужно подстраиваться под публику в том смысле, что музеи вынуждены превращаться в хабы. Тут должен быть и магазин, и ресторан, и детская зона, и зона коммуникации. Этого всего традиционный музей в Украине не предусматривает – сегодня он все еще камерный, его можно обойти за 1,5 часа.

 

Выставка Александра Ройтбурда «Метафизика мифа» в Invogue#ART

 

Вы коммуницируете с другими музеями Украины? Обмениваетесь опытом?

Сейчас я тесно общаюсь с директорами НХМУ, Национального музея «Киевская картинная галерея», Национального заповедника «София Киевская». Но в наших условиях обмен опытом – это, в том числе, обмен жалобами на украинский культурный процесс.

 

Александр Ройтбурд. Броненосец в городе. Холст, масло, 150х200, 2017

 

Можно ли этот процесс трансформировать, например, пользуясь опытом США, где вы работали некоторое время?

Когда я работал в США, это была совсем другая страна, как и Украина сейчас. Те тенденции работы с искусством, конечно же, могли бы быть применимы, но сегодня у нас настолько другие проблемы, что механический перенос американских моделей в качестве передового опыта – это безумие. Нам нужно вылечить тяжелые болезни, которыми страдает наше общество. Ситуация в Украине сейчас очень близка к культурной катастрофе.

 

Что привело культуру к такому кризису, на ваш взгляд?

Начиная от идеологических конструктов, которые довлеют над обществом, финансирования всей культуры через государственное казначейство, заканчивая отношением власти и общества к собственной культуре, особенно к тем ее проявлениям, которые не укладываются в стереотипное понимание. Музей, как культурная институция, стал заложником этих проблем. Например, мы не можем увеличить штат хранителей и научных сотрудников и, в то же время, не можем сократить штат дворников в силу тех законодательный рамок, которые, может быть, были актуальны для музея в средине прошлого века. Основная обязанность музея перед государством – сохранить культурные ценности и привести людей, которым они будут интересны.

 

Александр Ройтбурд. Воскресный день на острове Гранд-Жатт. Холст, масло, 150х200, 2018

Выставка Александра Ройтбурда «Метафизика мифа» в Invogue#ART

 

Как Одесский художественный музей справляется с этой обязанностью сегодня?

Мы ведем себя как традиционный музей, но делаем упор на современное искусство. Это связано с невозможностью музейного обмена пока что. Сейчас мы активно занимаемся реставрацией работ от 19 в. до средины 20-го и стараемся переосмыслить постоянную экспозицию. Конечно, никаких криминальных сенсаций нет, но кое-что снимаем, кое-что добавляем. Например, в скором времени будет проводится реставрация картины «Мясо» Бориса Яковлева. Она выходит за рамки той традиции, которая диктует, как должно выглядеть советское искусство, поэтому, ее не было в экспозиции. Это своего рода китч, но он будет представлен в музее.

 

Современное искусство в ОХМ сейчас было представлено выставкой граффити "TerribleKissers". Как воспринимает публика такие проекты в музейном пространстве?

Во все времена были люди, которые понимали и не понимали современное искусство. Наверное, эта выставка интересна не всем пенсионерам, так же, как и не всем хипстерам будет любопытен Шишкин, но мы ориентируемся на активное большинство.

 

Александр Ройтбурд. Тайна и метафизика музея. Холст, масло, 150х200, 2018

 

Недавним экспериментом ОХМ стал цикл персонализированных экскурсий. Это новый опыт, который не используется в других украинских музеях. Как возникла идея?

Мы хотим приглашать одесситов, которым есть что сказать о своем личном отношении к музею, искусству, культуре нашего города. Субъективный персонализированный взгляд бывает гораздо более интересен, чем искусствоведческие нарративы. Этот формат уже сейчас пользуется большой популярностью, и я думаю, что тенденция сохранится ввиду того, что экскурсии будут проводить интеллектуалы, которые многим известны.

 


Про автора:

Марина Богуш – культуролог, автор журнала ART UKRAINE