Другая абстракция Хильмы аф Клинт

Когда в Moderna Museet (Стокгольм) прибыли деревянные ящики с наследием Хильмы аф Клинт (1862-1944), пролежавшие нетронутыми десятки лет, директор музея Дениэль Бирнбаум написал, что из всех загадок и мистификаций в истории искусства - эта побила все рекорды.


За несколько лет до пионеров абстракционизма Василия Кандинского, Пита Мондриана и Казимира Малевича шведская художница Хильма аф Клинт, находясь вне европейского художественного дискурса, самостоятельно приходит к абстрактной живописи. При этом никому не раскрывает самые значительные произведения: в завещании Хильма запретила показывать свои работы в течение как минимум двадцати лет после смерти. Такое решение она объяснила тем, что общество ещё не готово понять смысл высказанного ею посредством творчества. 

Хильма аф Клинт в мастерской. Около 1895 г.


Вслед за Moderna Museet выставка “Хильма аф Клинт. Пионер абстракции” открылась в Национальной галерее современного искусства Hamburger Bahnhof (Берлин). В масштабной ретроспективе представлены более 200 работ, многие из которых выставляются впервые, а также записи и дневники художницы. Выставка разворачивается в хронологическом порядке: в самом начале зритель сталкивается с одним из самых ранних полотен Хильмы - академическим Весенним пейзажем, а завершается экспозиция “запрещёнными” рисунками, в которых при помощи геометрических форм Хильма трактует основополагающие принципы различных мировых религий.

Точка зрения Будды. Серия ІІ. 1920 


Истоки абстракционизма Клинт лежат в её увлечённости спиритуализмом и оккультизмом. В возрасте семнадцати лет Хильма становится участницей спиритического сеанса, после чего посвящает себя изучению теософии и различных духовных учений. Кстати, Хильма получила профессиональное художественное образование, что оставалось большой редкостью для современниц художницы. Окончив Королевскую академию искусств в Стокгольме, как одна из наиболее успешных студенток Клинт получила мастерскую на Хамнгатан 5 - в сердце художественной жизни города. Хотя, богемная жизнь её интересовала значительно меньше, нежели спиритические исследования.

Христианская религия. Серия ІІІ. 1920


Первые проявления абстракции в творчестве Клинт можно проследить в серии рисунков Ботанические эскизы (1890 - 1904), где миметическое изображение растений дополняется их “астральной проекцией” в виде пунктиров и точек. При помощи геометрических форм Клинт передаёт не материальный образ растения, а его квинтэссенцию. В этом усматривается её желание выйти за пределы видимого, исследовать границы человеческого восприятия. Художественные интересы Хильмы развивались параллельно со значительным скачком в науке. Рентген открыл икс-излучение в 1895 году, Герц доказал существование электромагнитных волн. Разумеется, художники должны были первыми ухватиться за возможность поиска новых моделей видения и коммуникаций. 

Картина для Алтаря. 1915


Основная часть экспозиции представляет самый масштабный проект Клинт - Живопись для Храма (1906-1915), состоящий из отдельных серий, объединённых в группы. В это время художница не просто черпает вдохновение в оккультных учениях, она утверждает, что все её картины продиктованы высшими cущностями, транслирующими свои послания через неё: “Картины были написаны непосредственно через меня, без каких-либо предварительных чертежей и с большой силой. Я понятия не имела, что должно было быть изображено на них. Тем не менее, я работала быстро, уверенно, одним мазком”.

Серия WU Первобытный хаос. 1906-1907 гг.

 

В серии WU Первобытный хаос (1906-1907) Клинт начинает исследовать развитие материального мира от единства к множественности, а также постянное взаимодействие и взаимную репрезентацию микро- и макрокосмоса. Уже здесь её визуальный язык обогащён символами, словами или буквами, смысл которых детально описан в её дневниках и рабочих заметках. Так U обозначает духовное начало, W - материальное, произрастающее из духовного. Спирали - символ развития как человека (уже тогда существовали предположения о ДНК), так и человечества. Слово avonwener используется как описание сущностей, пытающихся пролить свет на землян. Позднее - в 1912-1915 гг. -  Клинт начинает работать самостоятельно. Предметом её интереса становится человек и его эволюция. Идея дуализма всё более чётко выражена в колористике и композиции. Основополагающим элементом в построении работ обязательно является взаимодействие двух полярностей, из которых произрастает Вселенная: голубой цвет (феминность, интуиция, духовное) контрастирует с жёлтым (маскулинность, знание, материальное). В одной из более поздних работ (Серия IV, 2c) можно увидеть, как дуальность исчезает в процессе оплодотворения: мужское и женское сливаются, но сразу же порождают новую реальность, которая снова проявляется через дуальности. 

Серия IV, 2c. 


Особенностью берлинской репрезетации этой выставки является её частичное вплетение в канву постоянно действующей экспозиции работ Йозефа Бойса. Бойс - большой сторонник антропосовских идей Рудольфа Штейнера - считал учения австрийского философа основополагающими для своего “расширенного определения искусства” и старался раскрыть духовную сущность культуры. Хильма аф Клинт встретилась со Штейнером в 1908 году, после чего в её творчестве усматриваетя розенкрейцерский символизм: розы как символ верности, мудрости и любви и крест - преданности.

Серия US, группа VIII. 1913

 

Стремление к духовности является главной точкой пересечения идей Клинт и Бойса. Монументальные бойсовские инсталляции “Конец XX века” (1983) и “Трамвайная остановка. Монумент будущему” (1976) (в прошлом году зритель мог видеть эти работы в Московском МСИ) дополнены мандалаподобными рисунками Хильмы аф Клинт.

Йозеф Бойс. Конец XX века. 1983

 

Оба художника как бы говорят о том, что будущее возможно. Бойс, утверждая конец ХХ века, оставляет намёки на то, что работа ещё не окончена, а возврат человека к природе и пониманию себя является выходом. Клинт же, не делая никаких призывов и даже не принимая себя в качестве автора, изображает духовный аспект бытия. Несмотря на параллели, проводимые между Клинт и Бойсом, различие их подходов к искусству также очевидно. Искусство для Бойса - это место действия художника, понимание роли которого определяло функции художественной деятельности. В то же время Клинт буквально самоудалилась из потенциальных дискуссий вокруг своих работ, говоря о том, что искусство - лишь элемент трансляции высших идей, которые пока ещё не могут быть поняты.

Серия US, группа VIII. 1913

 

То же самое можно сказать и о сравнениях Клинт с художниками-абстракционистами. Каждый из них пришёл в абстракцию по-своему: Кандинский через экспрессионизм, Малевич - через кубизм и футуризм, Мондриан был теософом и стремился к выражению вечного, находящегося за пределами видимого - все они так или иначе обращались к одинаковым источникам. Но Клинт не пошла в том же напрвлении, что и остальные - цвет и форма не интересовали её исключительно как самоценные явления. Скорее, абстракционизм Клинт - это попытка дать форму невидимому содержанию духовного, определяющего существование и развитие мира. Сознательно отказавшись участвовать в гонке за первенство идей, Хильма аф Клинт намного опередила своё время - возможно, даже и наше. Без малейшего эгоцентризма она посвятила всю жизнь живописи, считая ее своей главной задачей.


Не умаляя значение Хильмы, стоит отметить, что эта выставка и комментарии вокруг нового прочтения малоизвестной ранее художницы попадают под общую выставочную тенденцию последних лет. А именно курса на экспонирование работ неоценённых ранее по достоинству женщин-художниц. Так, несколько лет назад в одной из берлинских галерей были представлены работы Ханны Хёх, после чего велись активные дискуссии, что именно она является родоначальницей dada. Параллельно выставке Хильмы аф Клинт в Берлине сейчас проходит ретроспектива Меррет Опенгейм, которая, будучи совсем юной, приехала в Париж и прямо с поезда ворвалась в круги сюрреалистов, получив мгновенную славу. В любом случае Хильма аф Клинт освежает современное художественное пространство, в котором так часто теряются чистые идеи. Благодаря наивности и искренности в работах художницы, зритель через систему простых образов возвращается к истокам современного искусства.