«Искусство украинских шестидесятников» в НХМУ: степень увлеченности

Текст о выставке «Искусство украинских шестидесятников. Возможность музея», открывшейся в Национальном художественном музее, можно было бы начать с поэтических строк Винграновского или Симоненко – добавить несколько обязательных предложений о борьбе с системой. Но сам проект – не об этом. «Искусство украинских шестидесятников» − это история о том, как человек может увлекаться и увлекать других.

 

Придя на выставку, мы редко задумываемся над тем, почему видим те или иные произведения искусства, какими соображениями руководствовался куратор, формируя экспозицию. За таким блаженным неведением порой скрываются замечательные истории − человечные и правдивые. Представьте студентку Академии искусств, которая с волнением и безграничным уважением смотрит на преподавателя, восхищаясь его эрудицией и преданностью своему делу. Пришло время писать дипломную работу: все равно, о чем, только бы под руководством человека, авторитет которого незыблем. После нескольких попыток мечта девушки сбывается…Спустя несколько лет теперь уже известный куратор Лизавета Герман рассказывает о любимом преподавателе Анне Владимировне Заваровой с невероятной теплотой. Именно её талант увлекать, быть примером самоотверженности и наивысшего профессионализма стал, образно выражаясь, первым звеном в цепочке, которая приведет нас к нынешней выставке.

 

Работы Людмилы Ястреб. Здесь и далее – фото с выставки Артема Ковалевского

 

«Тогда, в студенческие годы, была своего рода мечта, пионерский запал. Я думала: вот вырасту, стану взрослым искусствоведом и выпущу книгу о творчестве Григория Гавриленко, одного из ярчайших художников-шестидесятников. Но потом, в аспирантуре, начала заниматься совсем иными вещами, и этот запал поутих. Вернулся он спустя несколько лет – сейчас даже не вспомню, почему. Я заразила идеей сделать важную выставку свою коллегу Ольгу Балашову, затем к нам присоединилась Мария Ланько. Мы начали работу над каталогом. Получилось так, что он стал постепенно раздуваться, а выставка – уменьшаться. Поэтому её как нечто серьезное и сложное в организации мы решили отложить на потом. Так и получилось, что книга с исследованиями, – статьями ведущих искусствоведов, – вышла первой», − рассказывает предысторию Лизавета Герман, один из кураторов выставки и человек, обладающий всё тем же умением повести за собой.

 

Лизавета Герман

 

Лиза отмечает: неправильно думать, будто искусство шестидесятников не исследовалось вообще, и только её кураторская группа рискнула заново «открыть Америку». Напомнить, привлечь внимание, но, прежде всего, вывести из подполья, разбавить сложившийся канон достойными именами, которые, по тем или иным причинам, были забыты или менее цитируемы – вот основные задачи, которые ставили перед собой кураторы проекта.

 

 

Конечно, без невероятной в своей пронзительности Аллы Горской не обошлось. Её работы узнаются мгновенно и безошибочно − силой, четкостью мысли. Без этой уникальной личности выставка шестидесятников не была бы собой. Стоит вспомнить и о том, что за свое стремление увлечь людей борьбой за свободу и демократические ценности Горская заплатила жизнью…Далее − внутренний поиск и философия трансформаций человека от Вилена Барского, солнце наивности Людмилы Ястреб, цветопись Флориана Юрьева, экзистенциализм и космические спирали Олега Соколова, суперсовременность техники Карла Звиринского, после «рельефов» которого вдруг приходит осознание того, что экспозиция закончилась. Но ритм уже задан, степень увлеченности требует продолжения. Судя по книге «Искусство украинских шестидесятников» (издательство «Основы»), весом в два с половиной килограмма и объемом почти в 400 страниц, кураторам еще есть, что сказать. И они будут услышанными, потому что в любые времена важно знать, что борьба даже с самым авторитарным режимом возможна с помощью собственной способности мыслить, искать новые пути личностного развития.

 

 

 

 

 

Отечественных художников-шестидесятников сложно вписать в контекст мирового искусства. У них не было возможности отказаться от живописи в пользу, например, перформансов. Да и койоты в наших широтах не водятся – не всем так повезло, как Бойсу. О нонконформизме тоже говорить не приходиться, так как это понятие подразумевает протест политический и социальный, а большинство художников, представленных на выставке в НХМУ, склонялось к протесту эстетическому. «Не будем забывать, что для всех этих художников работа с традиционными медиумами была попыткой отвоевать у советской системы право на них же. Живопись, графика − техники соцреализма. Работать в них, воплощая другие эстетические ценности, − это тоже протест», − делает вывод Лизавета Герман. А значит, мы имеем дело с действительно уникальным культурным явлением, существовавшим вопреки, но для многих и многих, кому так хотелось выйти из мрака.

 

Виктор Зарецкий, Алла Горская. Эскиз панно «Знамя победы»

 

Работы Олега Соколова

 

***

 

Об авторе

 

Анастасия Герасимова – культурный журналист, копирайтер. Пишет о визуальном искусстве и литературе.