Из жизни собак: «DOG ART» Ирины Озаринской

20 марта в Харьковcкой Муниципальной галерее открылась персональная выставка киевской художницы Ирины Озаринской «DOG ART». Это, без преувеличения, масштабный проект  – экспозиция включает больше ста работ, относящихся к шести разным сериям, объединенным общей «собачьей» темой. Анималистическая живопись, графика, принты  – смелые эксперименты соседствуют с «классикой жанра», образуя единое пространство, каждый фрагмент которого отражает целое. В увлекательных, живых и остроумных рассказах о собаках автор реконструирует модели  взаимоотношений людей и братьев наших меньших. Ключ к прочтению работ заложен в изобразительном языке каждой серии, а все они вместе образуют своего рода artist book, книгу художника. Но, обо всем по порядку.

 

 

Итак, первое, что открывается посетителям галереи – это работы, опирающиеся на традиции академического рисунка, выполненные в разных техниках – акрил, масло, акварель. Автор покоряет зрителя виртуозностью исполнения, изысканной графичностью  образов: выразительность силуэтов, экспрессия штриха, линии, мастерское владение рисунком.  Визитной карточкой этой серии является изображение огромного пса породы русская борзая в натуральную величину (холст 1350х2000 см). На картине представлен реальный персонаж, знакомство с которым открыло новую страницу в творчестве автора – Ирина увлеклась изображением собак. В одном из своих путешествий по Польше, в Кракове она случайно встретилась, как выяснилось позже, с самым крупным кобелем в Европе породы русской псовой борзой. Впечатление от этой красивой и сильной собаки было настолько сильным, что художница решила познакомиться с ней и, конечно же, нарисовать.

 

 

Как рассказывает Ирина, поначалу она так увлеклась этой породой, что думала рисовать ее представителей всю жизнь, но со временем ее любовь и творческий подход к теме привел к появлению нескольких различных серий, посвященных этому другу человека. Другая работа названной серии также поражает размерами – это изображение своры собак. В Киеве эту стаю часто можно видеть у подножия Андреевского спуска, куда  хозяйка приводит своих питомцев c целью заработка на их пропитание.

 

 

Следующую серию, работы из которой включены в экспозицию, автор определяет как  эмоционально-экспрессивный dog-art. Ее представляют всего три картины, так как другие уже стали частью частных коллекций. Здесь выразительность образов достигается эмоциональностью цветового решения, экспрессией линии, жесткой напряженностью ломаных контуров. Пожалуй, именно в работах этой серии образы «тех, кого мы приручили», достигают наибольшего драматизма и проникновенности.

 

 

Еще одна серия - это glamour-art. Составившие ее работы воспринимаются как добрая ирония над людьми, излишне увлеченными внешним видом своих питомцев, не жалеющих для ухода за ними ни средств, ни времени. Яркие цвета, помпезные рамки, использованные для оформления работ, удобный формат  – приемы, позволяющие художнику быть правильно понятым зрителем.

 

 

Отдельный цикл работ выполнен в технике print-art. Обращение современного художника к технологическим достижениям неизбежно. По словам художницы,  невозможно не использовать новые материалы и новые возможности, которые предоставляет технический прогресс. Одна из таких возможностей  –  сканирование и последующая обработка изображения. При этом можно экспериментировать с масштабом, вносить изменения вручную. На выходе получается не чистый принт, а доработанный, обретший новый смысл.

 

 

Наброски разнообразных собак образовывают еще одну серию – sketch-art. Многие из зарисовок сделаны в Венеции с собак, прогуливающихся по мостам. Также есть персонажи одесских и харьковских улиц.

 

 

Наконец, шестая серия работ с присущим автору одесским юмором названа «Собаки на самообеспечении или дворяне», т. е дворняги. Это яркие фотографии, «подтянутые» в цвете, некоторые сверху подкрашенные маркерами. Подборка состоит исключительно из фотографий одесских дворняг, обитающих в центре города.

 

 

Увлеченность анималистической живописью и одержимость идеями аrtist book Ирина Озаринская ощутила еще в студенчестве, благодаря чему сегодня она является желанной гостьей многих галерей современного искусства, как в Украине, так и за рубежом, участницей международных фестивалей книги. Как вспоминает художница, секреты анималистического жанра, любовь к нему ей привил учитель Валерий Мартынюк, преподаватель Одесского художественного училища имени М. Б. Грекова: «Он всегда с особой теплотой и вниманием выделял животных и учил нас рисовать их даже не столько с натуры, ведь это достаточно сложно, поскольку они все время находятся в движении, а с помощью особых приемов. В том числе, он научил нас некой форме секретной конструкции – если ты ее знаешь, то можешь нарисовать по памяти не только собаку, а любое млекопитающее или птицу в любом варианте, в любом ракурсе. Если знаешь эту структуру – никакие собаки тебе не страшны». Развивая  идеи авторской книги в русле излюбленного жанра, художница создала серию левкасов, на которых написаны различные тексты – стихи и рассказы о собаках на разных языках. Несмотря на свою, казалось бы, традиционность, каждая работа оригинальна и современна. В них с текстами разных форм и способов нанесения, переплетаются изображения животных. Все они написаны собственноручно авторами из Италии, Польши и Украины так что, несмотря на, казалось бы, классичность этой серии здесь напрямую прослеживается сотрудничество литератора и художника. При этом нельзя сказать, кто первичен, а кто вторичен. Это совместное творчество – довольно уникальное, так как не тиражируется и существует в единичном варианте.

 

 

В 2009 году, защищая первый диплом, Ирина выставила на суд экзаменаторов свою первую работу в жанре Artist book. Используя плиты ОСБ в качестве основы, она выстроила композицию, напоминающую колодец из 12 книжных створок примерно 1,10 метра в высоту. Это была масштабная иллюстрация пьесы «Леди Макбет» знаменитого современного театрального сценариста и режиссера Клима. На одной стороне  левкаса художница  изобразила лес, который по сюжету наступал на Макбета, а с другой, внутренней, присутствовали тексты и изображения. В результате образовывался некий сакральный тоннель – аллегория чтения, в который зритель мог заглянуть, но был лишен возможности участвовать в действии.

 

 

Позже, немного поэкспериментировав с традиционной формой книги, используя различные техники, в том числе оригами (в рамках традиционной формы art-book) автор осозналa, что ей ближе, все же, Artist book и начала экспериментировать в этом направлении. Объясняя различие между этими двумя понятиями, Ирина просит их не путать, предлагая авторскую искусствоведческую теорию развития книги: «Представим себе такую формулу – посередине находится традиционная книга, которая эволюционировала  и дошла до нас в форме кодекса, то с одной стороны от нее можно представить Е-book, электронную книгу. Основной характеристикой его будет то, что в руках находится один и тот же девайс, планшет, с огромным количеством информации внутри. Тактильные ощущения ограничены формой и материалом девайса, но при этом мы получаем неограниченное количество информации. С  другой стороны, соответственно, должна находиться книга, которая расширяет наши тактильные ощущения, и увеличивает, таким образом, эмоциональность передаваемой / полученной информации. Но при этом мы можем иметь сокращение количества текста.  Это и есть Artist-book. Тоесть, это книга, которая вышла за рамки кодекса, в отличие от  Art-book, который, как правило, использует традиционную форму».

 

 

Развитию  этого вида искусства способствовали новаторские идеи художницы, воплощенные при создании Fashion artist book. Так, первым было сшито пальто-трасформер, которое Ирина Озаринская представила в ходе перформанса во Франкфурте-на-Майне на книжной выставке. Оно задумывалось как иллюстрация к стихотворению Сергея Жадана «Жінка з чорним як земля волоссям». На пальто были нашиты книги-карманы, которые  можно было полистать прямо на модели. Каждая страница была с изображениями и текстом.  Кроме того, эти «карманы» могли сниматься и вешаться на стену, превращаясь в более традиционный объект искусства, а также их можно было снимать и складывать в обычную книгу. Со временем было создано три платья, которые тоже поучаствовали в выставках. Одно из них – однотонное платье с простроченными квадратами, рельефное, т.к. на нем на кнопках находятся дополнительные карманы, секрет которых  кроется в том, что при открытии карманов платье из серо-коричневого превращается в разноцветное яркое, с птицами и текстами.

 

 

Птицы, к слову, стали теми представителями животного мира, которым Ирина посвятила свою первую анималистическую выставку. Главным действующим лицом проекта стали вороны – символ мистики и мудрости. Изображения огромных двухметровых птиц вызвали неподдельный интерес у публики и заслужили положительные отзывы искусствоведов. «С ними было интересно, – вспоминает Озаринская – ведь, когда меняешь масштаб, чувствуешь какую-то магию. Тем более, когда это ворон, волшебная птица, которая вызывает какой-то страх или интерес».

 

 

Свое вдохновение Ирина Озаринская черпает, преимущественно, в Венеции, где часто бывает последние два года. В этом знаменитом центре мирового искусства ей посчастливилось получить опыт уличного художника. Художница говорит, что это очень похоже на обычный пленэр, но отличие заключается в том, что получается пообщаться с огромным количеством туристов, которые очень интересуются тем, что же пишет художник. Традиционно, если в этом городе человек сидит на улице и рисует, то, скорее всего, это будет городской пейзаж на холсте. Но люди подходят и видят… собаку. Естественно, они испытывают сильное недоумение, оборачиваются по сторонам и ищут:  «Где же эти собаки»? А собаки давно ушли – они же не будут стоять и ждать. Это тоже своего рода игра, перформанс, который является уже не только частью пленера –  это стиль жизни. Работать на людях, общаться с ними, рисовать и создавать свои работы. А когда проект наполняется жизнью – он реализуется. Книга художника расцвечивается новыми значениями и образами.