Лучшее – внутри. Выставка «Внутренняя Япония» в Музее истории Киева

1 февраля в Музее истории Киева открылась групповая выставка, продолжающая серию арт-проектов, посвященных Году Японии в Украине. О том, как отечественные художники чувствуют дух страны восходящего Солнца, читайте в нашем репортаже с открытия.

 

Выставка «Внутренняя Япония» − кураторский проект Андрея Накорчевского, Фонда культурных инициатив ArtHuss и, собственно, МВЦ «Музей истории Киева». Событие собрало киевских япономанов и живущих и работающих в столице Украины японцев. (Выставка проходит при поддержке Посольства Японии в Украине, Министерства иностранных дел Украины и Украинско-Японского центра КПИ им. Игоря Сикорского). В честь Года Японии в Украине экспозиция объединила 30 работ 11 украинских художников.


По крайней мере, в том, что «его» авторы – поголовно сегуны и самураи в душе, убежден г-н Накорчевский – востоковед, арт-куратор коллекционер и ландшафтный дизайнер, давно живущий «между» Украиной и Японией. Соответствие духу Японии, по его словам, и стало основным критерием отбора для участия в выставке.

 

Андрей Блудов

 

«Мы объединили работы в разных техниках, художников разного возраста и разной степени известности из разных (Киева, Львова и Харькова) городов по «внутреннему» сходству. Их философия близка Японии – стране буддизма и дзен. Кстати, все картины созданы специально для нашего проекта. Я не «надергал» их, ходя по мастерским», − констатировал г-н Накорчевский во время кураторской экскурсии.


В малом зале первого этажа разместились левкасы Николая Журавля и работы Андрея Блудова, для обоих художников тема Востока не стала случайной. Николай Журавель ездил в Японию по приглашению куратора выставки. По словам художника, он был поражен страной и людьми, «живущими на лаве». Для Андрея Блудова проект в Музее истории Киева стал продолжением его собственного цикла «Путешествие на Восток».


В экспозиции выставке превалировала живопись. Среди работ  Романа Романишина, Сергея Савченко, Дениса Струкая, Натальи Корф-Иванюк и других художников чувствовался дефицит других медиа. Разнообразие вносила лишь инсталляция Константина Зоркина «Костяной журавль», символизирующая иероглиф и сад камней.

 

Сергей Савченко


Проект «Внутренняя Япония», кроме эстетической составляющей, имел и ряд других функций, менее заметных обычному зрителю, но важных для его организаторов. По словам Константина Кожемяки, главы Фонда культурных инициатив ArtHuss, выставка не только дала возможность художникам реализоваться, но и привлекла внимание бизнеса к современному украинскому искусству и необходимости его поддержки. «Мы три года уже доказываем, рассказываем, и небезрезультатно, должен вам сказать, что искусство − это показатель успешности развития бизнеса. И, на сегодня, − еще и фактор национальной безопасности», − подчеркнул Константин Кожемяка.  


Во время кураторской экскурсии, ожидании которой несколько затянулось, выяснилось, что монохромные полотна Гамлета Зиньковского по духу – точно дзен-буддизм. Да и повествуют о самой актуальной проблеме Японии – одиночестве. Что дизайнер-супруга Андрея Блудова Наталья Карпинская –  «открытие» выставки. В качестве живописца. Ее «Таинственный лес» напомнил г-ну Накорчевскому японские работы тушью. Свой «Японский дневник» известный график Роман Романишин написал маслом под впечатлением от прозы Харуки Мураками. А «Вечная медитація. Manghha» Петра Сметаны – львовского молодого художника, в последнее время живущего и работающего в Кракове, − напоминает и вовсе притчу про дзенского учителя, который пришел в гости, чтобы рисовать цветы ириса. А нашел только один, зато, идеальный цветок.

 

Наталья Карпинская. «Таинственный лес»


Не можем поручиться за «расширение горизонтов» украинского арт-рынка благодаря одной-единственной «Внутренней Японии», которой хватило пафоса при явном недостатке целостности. Но если при помощи этого, и последующих, проектов Константину Кожемяке удастся лично «раскрутить» хотя бы одного молодого художника – того же Петра Сметану, − это будет, действительно, здорово. Встретишь хорошего художника – «раскрути» художника. Так звучит новый, только что написанный, коан арт-дзена.