Повторение – мать умения?

Зачем автору повторять свое произведение? Зачем тиражировать уникальную единичную вещь? Сколько повторов готов сделать художник в поиске идеального образа, и сколько – в поиске «идеального» гонорара?

 

Не будем касаться темы скульптуры: в ней свои законы и правила о том, что считать оригиналом, что – повторением, а что – подделкой. Поговорим о живописи и упомянем о графике.

 

Справедливости ради отмечу, что художники, как правило, не прибегают к созданию полных копий. Повторяя свою картину, они дают себе определенную свободу в изображении некоторых деталей, часто стараясь что-то изменить и усовершенствовать.

 

Авторское повторение – явление нередкое. И хотя модернистами принято было считать, что это понятие больше относится к ремесленничеству, чем к подлинному искусству – тема эта не теряет своей актуальности в условиях развивающегося арт-рынка.

 

В 2012 г. картина норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик» ушла с молотка за 119,9 млн долларов на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке. Она была написана пастелью в 1895 году. Это было авторским повторением, поскольку первый «Крик» Мунк написал в 1893 году. (Илл.1)

 

Эдвард Мунк. Крик. 1893 и вариант 1895. (Иллюстрация 1)

 

Существуют также и графические версии «Крика», как и других работ художника, – например, не менее знаковой «Мадонны».

 

Мунк много работал в технике литографии и ксилографии, экспериментировал с колоритом, порою добавлял или убирал какие-то элементы изображения. На примере его произведений легче всего понять одну из задач авторского повторения – то, что называется творческим поиском. Это стремление улучшать, искать желанное звучание, нужную эмоцию, передавать состояние, характер, находить те нюансы, которые способны будут подчеркнуть основную мысль.

 

Но не всегда пресловутые искания художника становятся главной целью авторского повторения. Часто автором движет всего лишь желание удовлетворить коммерческий спрос на то, что имеет успех.

 

Например, всем известна работа Жака Луи Давида «Наполеон на перевале Сен-Бернар», где Бонапарт изображен на коне среди альпийских склонов на фоне хмурого неба. Но не все знают, что таких картин несколько. Они представлены в музейных коллекциях Версаля, Национального музея во дворце Мальмезон, две работы находятся в Вене: одна – в Музее истории искусств, другая – в Бельведере. И, возможно, это ещё не полный список: известные исторические события очень способствовали тому, чтобы изображений Наполеона было много.

 

Повторяя свое произведение, Давид вносил определенные изменения: окрас коня, нюансы в написании неба…Некоторые отличия есть и в названиях картин: «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернард» (1801, Национальный музей, Мальмезон), «Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернард» (1800, Версаль), «Наполеон Бонапарт, пересекающий перевал Сен-Бернар 20 мая 1800 г.» (1801, Галерея Бельведер, Вена), «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (Музей истории искусств, Вена). Хотя нельзя утверждать, что эти названия картины не получили уже в последующие времена без участия в этом автора, как это часто случается в истории искусств.

 

В украинской живописи авторские повторения тоже не редкость. Так, в творчестве украинского художника Николая Пимоненко я нашла интересную деталь. В ходе сбора информации о местонахождении произведений Пимоненко в различных музеях Украины и России я обнаружила 6 вариантов картины «Святочные гадания». (илл. 2,3,4,5,6,7).  По имеющимся данным (монография Я. Затенацкого «Николай Корнилиевич Пимоненко. Жизнь и творчество»), оригинал имел размеры 110х76.5, в 1888 году выставлялся в Петербургской академии художеств и на передвижных выставках в Киеве и Казани, а потом был приобретен Академией художеств для Государственного Русского музея в Петербурге. Там он находится и сейчас. Остальные, – с тем же названием из коллекций Национального художественного музея Украины, Полтавского областного художественного музея, частной коллекции киевского коллекционера, Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова, а также картина под названием «Гадание» из коллекции Харьковского художественного музея, – можно считать авторскими повторениями. Они имеют разные размеры, но полностью идентичную композицию и одинаковый колорит (только харьковская работа имеет заметные цветовые особенности). Отличаются в них лишь некоторые мелкие детали, которые заметны при внимательном и тщательном сравнении. Все шесть работ датируются 1888 годом.

 

Николай Пимоненко. «Святочные гадания» (1888, Русский музей, Санкт-Петербург) (Иллюстрация 2)

 

Николай Пимоненко. «Святочные гадания» (1888, Национальный художественный музей
Украины) (Иллюстрация 3)

 

Николай Пимоненко. «Святочные гадания» (1888, частное собрание, Киев) (Иллюстрация 4)

 

Николай Пимоненко. «Святочные гадания» (1888, Полтавский областной художественный
музей) (Иллюстрация 5)

 

Николай Пимоненко. «Святочные гадания» (1888, Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова) (Иллюстрация 6)

 

Николай Пимоненко. «Гадания» (1888, Харьковский художественный музей) (Иллюстрация 7)

 

Возможно, некоторые работы были подготовительными – в них художник пытался достичь нужного колорита для достоверной передачи желанного эффекта от свечи. По крайней мере, в это легко поверить, рассматривая «Гадание» из харьковской музейной коллекции. Слишком холодной колорит, использование большого количества белильных нагрузок, достаточно ограничена палитра – все это наталкивает на мысль, что эта картина может быть этюдом, который Пимоненко писал с натуры при плохом освещении, а детали и лица мог дописать уже позже. Отличаются в этом «Гадании…» и цвета юбок девушек: здесь это желтый и пурпурный, довольно неприятные по своим оттенкам по сравнению с голубым и розово-красным, которые художник использует на всех прочих работах под названием «Святочные гадания», где колорит уже отлично отработан и мастерски передан свет от свечи. Предположить, что после такого удачного и сочного колорита художник мог прийти к варианту из харьковского «Гадания…», почти невозможно. Потому было бы правильным считать его первым из шести.

 

Сложно установить хронологию других пяти полотен. Не известно, по каким данным были установлены датировки ко всем шести работам именно 1888 годом. Похоже, эта дата просто взята по умолчанию из каталожных данных печатных изданий.

 

В книге Я. Затенацкого «Николай Корнилиевич Пимоненко. Жизнь и творчество» упоминается только одна картина «Святочные гадания» из Государственного Русского музея, репродукция которой в монографии не соответствует той, что размещена в музейных каталогах. (Илл.8) Более того, она не соответствует ни одной из шести картин, местонахождение которых теперь известно. Зато в альбоме И. Огиевской 1983 года, освещающем творчество художника, со ссылкой на Государственный Русский музей представлена ​​работа, которая соответствует действительности, хотя репродукция черно-белая и плохого качества.

 

Репродукция картины Н. Пимоненко «Святочные гадания» в монографии Я. Затенацкого «Николай Корнилиевич Пимоненко. Жизнь и творчество» (1955) (Иллюстрация 8)

 

Принимая во внимание количество бесследно исчезнувших работ Пимоненко, нельзя утверждать, что не было еще других вариантов картины «Святочные гадания». Но такое количество одинаковых завершенных работ нельзя объяснить творческими поисками автора, которые видны на лицо, например, в трех картинах «Жертва фанатизма» или в многочисленных разнообразных «Свиданиях» и других работах художника. Просто «Гадания» пользовались большой популярностью.

 

Все шесть картин атрибутированы, и не хотелось бы сомневаться в их подлинности. Но, тем не менее, такие случаи заставляют задуматься, поэтому у искусствоведов возникает резонный вопрос: сам ли художник удовлетворял спрос на свои работы и выполнял заказы, или кто-то другой «помогал» ему в этом?

 

***

 

Об авторе

 

Валерия Лукьянец – бакалавр факультета теории и истории искусств Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (2015). В 2009-м закончила КНЛУ (Киевский национальный лингвистический университет) по специальности «менеджер-экономист». Родилась в Виннице, с 2004 года живет в Киеве.