Случайные связи: история гей-арта между Гданьском и Луганском

Кровать Трейси Эмин, бананы Натальи LL, blowjob Уорхола, азиатские притоны Д`Агаты  и еще сотни запечатленных на холстах, фото и видео выделений, откровенных поз и гениталий – современное искусство, которое демонстрирует сексуальность. Как правило, работая с этой темой, художники обращаются либо к своему личному опыту, перверсиям и внутренним конфликтам с собственной телесностью, либо, наоборот, фиксируют свое погружение в  среду с помощью документальных съемок пьяного угара и разврата. Хотя гораздо интереснее может стать, как бы совсем не зажигательное и не опасное антропологическое исследование, открытие чужого архива и кропотливая работа с главным героем, история которого и есть сама провокация, горячий протест и запрещенный секс.

 

Кароль Радзишевский. Из проекта «Киселенд»

 

Киселенд


Польский художник Кароль Радзишевский работает с разными медиумами: графикой, живописью, перформативными практиками, инсталляцией. Радзишевский однажды так вдохновился работой Натальи LL, в которой дива 70-х поедает банан, что решил повторить ее путь в Нью-Йорк, чтобы встретиться с теми же людьми и посетить те же места. Насколько у него это получилось, можно оценить по видео-документации проекта, который художник довольно резко назвал «Америка к этому еще не готова». Он пишет о себе: «автор проектов интердисциплинарных», но тут же добавляет, что DIK Fagazine, основателем и главным редактором которого он является, совершенно атипичный для его художественной практики. Эта история как раз и началась с нового номера DIK Fagazine – художественного журнала о гомосексуальности и маскулинности. В 2009 году Кароль Радзишевский планировал издать номер с темой «89», о том, что изменилось для гомосексуалистов после революции и про период жизни в социалистическом лагере. Он начинает искать своих героев и находит… Ришарда Киселя. Кисель оказывается основателем первого издаваемого при коммунистическом режиме гей-зина «Фило». И у меня есть подозрение, что единственного в мире «коммунистического» гей-зина, так как в странах соцлагеря 80-х годов не многие могли на это отважиться. Радзишевский начинает заниматься архивом «Фило», много и часто общается с Ришардом Киселем, пока в определенный момент Кисель не показывает ему спрятанные на долгие годы сотни фотографий, сделанные в те самые 80-е во время полицейской компании «Геоцинт». Несмотря на то, что это было самое тяжелое время в Польше для людей нетрадиционной ориентации, – за ними охотились полицейские департаменты по всей стране, – Ришард Кисель умудрялся выпускать свой зин в качестве информационного листка о СПИДе, а по ночам с любовником  и друзьями делать художественные съемки. Радзишевский включает несколько десятков кадров в проект «Киселенд», поражаясь, насколько «не-польскими» по качеству и эстетике они были: «Это вполне могли быть кадры из Нью-Йорка или Лондона. В это мне поверить проще, чем в то, что эти съемки были сделаны самоучками в Гданьске во время полицейских репрессий», – говорит художник на презентации проекта в Музее современного искусства Варшавы. «Киселенд» – долгосрочный проект, длящийся с 2009 года до настоящего времени, в котором Радзишевский не только архивирует, разбирает и демонстрирует прошлое своего главного героя Ришарда Киселя, но и делает его современным художником, помещая его в свою мастерскую и предоставляя ему возможность работать с моделями.

 

Кароль Радзишевский. Из проекта «Киселенд»

 

Кароль Радзишевский. Из проекта «Киселенд»

 

Кароль Радзишевский. Из проекта «Киселенд»

 

Кароль Радзишевский. Из проекта «Киселенд»

 

Кароль Радзишевский. Из проекта «Киселенд»

 

Театр Орхидея


Не могу сказать, что для дуета фешн-фотографов Synchrodogs проект про фрик-кабаре Миши Коптева был обычной, ежедневной съемкой. Таня и Рома к 2011 году уже сформировали свой визуальный стиль: снимали лук буки дизайнеров,   работали с  фешн-журналами и, время от времени, участвовали в выставочных проектах. Гораздо чаще Synchrodogs были участниками зарубежных шоу и публиковали свои серии в прессе, популярной много западнее даже самой западной точки Украины. И вдруг – такой неожиданный поворот на восток. Сами фотографы рассказывают об этом так: «Миша Коптев - это своеобразная интернет-легенда. Он как фантом, но все более-менее интересующиеся миром люди рано или поздно узнают о его творчестве. Но при этом никто понятия не имеет, как получилось создать эту империю гетто моды. Мы тоже случайно увидели фотографии с показа его так называемого театра «Орхидея» и захотели копнуть глубже. Когда мы ехали в Луганск впервые, то совершенно не знали, чего ожидать. Так все и происходило, под эгидой: «а что же дальше?». Картинки менялись неожиданно: в один момент мы снимаем девушку в комнате Мишы, где вещи вперемешку с рогами и коробками лежат до потолка, по всему этому скачут вши и лазит маленький котенок, а в следующий момент - мы уже с двумя 50 летними мужчинами нетрадиционной ориентации, сидящими друг на друге, что не мешает одному из них соврать своей маме по телефону, что он в этот момент покупает в магазине хлеб». Миша Коптев, луганский «дизайнер» 40 с небольшим лет, неоднократно возмущал таблоиды своими показами. Рецензии выходили под заголовками: «Показ мод. Людям с неуравновешенной психикой не смотреть (ФОТО)», «Луганчане выйдут на акцию протеста против дизайнера» или «Миша Коптев снова опозорил наш город». Но, тем не менее, театр «Орхидея», созданный Мишей в далеком 1993 году продолжал «радовать» зрителей за несколько гривен своими откровенными шокирующими фрик-шоу. «Перед каждым шоу - ритуал распивания алкоголя, а дальше все, как скажет маэстро: поднять ногу так, поднять ногу этак; оголить части тела – не вопрос, взаимодействовать с публикой – тоже. Все непринужденно и в стиле андеграунд-эротик- кабаре», – рассказывают Synchrodogs. «Чем сейчас занимается Миша, мы не знаем, он из Луганска, территория которого подвластна террористам. Неоднократно пытались с ним связаться, чтобы просто спросить, здоров ли он, все ли нормально, но телефоны не работают, из соцсетей он удалился». Хочется верить, что театр «Орхидея» переживет Луганскую Народную Республику.

 

Фото Synchrodogs. Дизайнер – Миша Коптев

 

Фото Synchrodogs. Дизайнер – Миша Коптев

 

Фото Synchrodogs. Дизайнер – Миша Коптев

 

Фото Synchrodogs. Дизайнер – Миша Коптев

 

Фото Synchrodogs. Дизайнер – Миша Коптев

 

Фото Synchrodogs. Дизайнер – Миша Коптев

 

Фото Synchrodogs. Дизайнер – Миша Коптев

 

Симптоматично, что в одно и тоже время, – в 2009 и 2011 году, – в соседних странах Восточной Европы создаются потрясающие работы современных художников о реконструкции гей-истории 80-х и 90-х годов. То, что создавали Миша Коптев и Ришард  Кисель, до сих пор вызывает недоумение, удивление и восхищение: как возможно было это делать в коммунистической Польше или пост-советском, но таком ретроградном и консервативном Луганске? Миша Коптев и Ришард Кисель – маргинальные художники-самоучки, каждый из которых смог создать маленький мир - в театре или в журнале, который оказал большое влияние на гей-комьюнити и в немалой степени на художественный процесс своих стран. Настолько, что к их жизни и творчеству обратились такие прекрасные и интересные художники, как Кароль Радзишевский и Synchrodogs, реактуализировав эту тему.