Врубель в «Садах серебряного века»

С 18 мая в Киевском Национальном музее русского искусства проходит выставка «Сады серебряного века», на которой представлены работы выдающихся русских мастеров, важной фигурой которых по прежнему является Михаил Александрович Врубель. Выставка приурочена к 160-летию со дня рождения великого художника.

 

Михаил Врубель. «Белый ирис» (1887). Здесь и далее – работы художника

 

Михаил Врубель – русский художник рубежа XIX—XX веков. Работал с живописью, графикой, декоративной скульптурой, создавал театральные декорации и костюмы. Врубель, находясь в поисках собственного творческого пути, больше всего обращал внимание на классическое искусство. Молодой художник стремился выработать свою собственную технику и манеру письма. Ещё будучи учеником Академии искусств в Санкт-Петербурге, он проявил интерес к акварели. В этой одновременно и тонкой, и способной решать сложные художественные задачи технике написаны многие его работы, часть из которых представлена на выставке «Сады серебряного века».

 

«Орхидея» (1886-1887)

 

Декоративность присутствует практически во всех его работах, начиная с живописных панно и заканчивая простыми, но красивыми акварелями с цветами. Азалии, ирисы, орхидеи, незабудки и другие цветы на его работах вечно живые: кажется, что они распускаются прямо с листов бумаги.

 

Этюд «Красные цветы и листья бегонии в корзине» (1887)

 

На выставке присутствует очень много цветочных акварелей Михаила Врубеля, но ярчайшим экспонатом, безусловно, является «Девочка на фоне персидского ковра», написанная в 1886 году в Киеве. В центре полотна – юная девочка с отчетливо выраженной восточной внешностью. Ее смуглая кожа, темные глаза и черные густые длинные волосы ярко контрастируют с цветастым платьем. Шея и руки ребенка украшены чересчур огромными и яркими украшениями, которые, не смотря на некую нелепость, гармонично сочетаются с остальными деталями картины. За спиной девочки висит большой персидский ковер, ниспадающий тяжелыми складками на пол. Ковер вышит восточными узорами и цветами. В руках у девочки роза и украшенный драгоценными камнями кинжал — символы жизни и смерти. Сама же она предстает перед зрителями как символ жизни, чего-то высокого и прекрасного.

 

«Девочка на фоне персидского ковра» (1886, холст, масло)

 

В целом, в произведениях Михаила Врубеля отчетливо прослеживается его постоянное стремление к выражению красоты, пусть даже в обычных вещах. Будь то цветы или его знаменитые «Демоны», везде художнику удалось выразить вечный дух прекрасного.

 

«Полевые цветы» (1884)

 

На выставке «Сады серебряного века», помимо произведений Михаила Врубеля, также можно увидеть не менее красивые творения таких известных русских художников, как Александр Бенуа, Виктор Борисов-Мусатов, Зинаида Серебрякова, Вильгельм Котарбинский, Константин Коровин, Константин Сомов и прочие.

 

Михаил Врубель

 

Выставка продлится до 15 июня.

 

***

Анна Евона — начинающая художница, пианистка. Студентка Национальной Академии  изобразительных искусств и архитектуры.