Акт цензуры на выставке «Велике і Величне»: комментарии участников

Сегодня в ходе подготовки выставки «Велике і Величне» и за день до ее открытия была закрашена работа Владимира Кузнецова «Колиивщина: Страшный Суд», роспись, которую художник делал специально для выставки. Мы взяли комментарии у основных участников данного акта цензуры - гендиректора Мыстецкого Арсенала Наталии Заболотной, которая сама выступила инициатором того, чтобы в журнале была объективно освещена сложившаяся ситуация и предоставила нам свою версию событий, и художника Владимира Кузнецова.


Владимир Кузнецов на фоне работы «Колиивщина: Страшный суд»


Наталия Заболотная, генеральный директор Мыстецкого Арсенала:


Работа из серии муралов «Колиивщина» не будет экспонироваться на всеукраинской музейной выставке «Велике і Величне», потому что эта живописная работа, которая выполнялась в стенах Мыстецкого Арсенала в режиме work in progress, в итоге не вписалась в концепцию и общий контекст выставки.

Это решение не является актом цензуры, так как оно не обусловлено директивами институтов власти. Это решение продиктовано концепцией проекта и лежит в пределах кураторского права выбора художественных произведений, которые соответствующим образом развивают и наглядно иллюстрируют главную идею выставки.

Кроме того, к сожалению, перед началом работы художник не представил эскиз своего будущего произведения, отметив, что работает без предварительной разработки материала. В результате финальный вариант мурала значительно отклонился от определенной им темы проекта.


Владимир Кузнецов, художник:


Моя работа «Колиивщина: Страшный суд» отображает народный взгляд на ситуацию в стране. Я не знаю, что именно в конечном итоге не понравилось куратору выставки «Великое и величественное» Наталии Заболотной. Вчера вечером она видела работу на той стадии, на которой я остановился до сегодня. Вчера она никак не прокомментировала увиденное, а сегодня заявила, что все материалы для работы убраны, и я больше не могу продолжать работу. На это время я даже не знал, что работа уже уничтожена.

Наталии Заболотной и Александру Соловьеву понравился вариант моей «Колиивщины», представленный на выставке «Украинские новости» в центре современного искусства «Замок Уяздовский». Моя версия, почему они выбрали эту работу для выставки – из-за заезженного стереотипа Колиивщины как восстания православных украинских крестьян против католиков. Такой вот «величественный» сюжет, к тому же большой формат работы – очевидно, поэтому меня пригласили к участию в проекте «Велике і величне». Я спрашивал, не смущает ли их изображенная сцена, как трансвестит отрубает две головы – православного священника и ксендза – с тела бизнеса, на которой обе базируются, ответили, что основное – форма. Когда же меня просили предоставить эскизы работы, я объяснил, что эскизы базируются на моих предыдущих работах и классических сюжетах «Страшного Суда», а я создаю роспись в процессе импровизации, реагируя также на последние события в стране. 

Сюжет работы прочитывается в названии – это «Колиивщина: Страшный суд». На фото, которое я сделал вчера, видно все, что было изображено: Ирина Крашкова, изнасилованная милиционерами во Врадиевке, собственно, милиционеры в котле – чернобыльском реакторе, на заднем плане горит также и сама атомная станция. Я добавил тему Чернобыля, изобразил чернобыльца-ликвидатора не только потому, что это вечно больная тема – сейчас в связи с праздником Крещения Руси стоящих уже месяц под кабмином чернобыльцев, инвалидов-ликвидаторов собираются убрать, зачистить.  

Среди других персонажей работы, горящих в котле - лживые судьи, пьяные мажоры (в мерседесе, за рулем которого девушка, сидящая на нем задом, с бутылкой и деньгами в руках), продажные священники, депутаты. Все как в классическом сюжете Страшного Суда, где всегда присутствуют все провластные элементы. Священники варятся в этом котле, с них сорваны кресты, течет красная жидкость. Возможно, это могло зацепить персонажи в автомобиле, которые будут посещать выставку. Но ведь и у Босха, к примеру, также очень изобретательно изображены сцены пыток. Сцен насилия и порнографии я не изображал.

Я также изобразил Иисуса работы Микеланджело, однако, среди людей, а не сверху по иерархии сюжета «Страшного суда». Иисус должен был говорить: «Вся власть коммунам». Только я не успел дорисовать текстовые реплики – текста должно было быть много. И не успел нарисовать рай. Слева от центра должен был быть изображен райский сад, поле, трактор и трудящиеся на земле молодые люди. На яблоне должно было быть написано: «Учите и учитесь». То же самое я делал в ПинчукАртЦентре – комментировал положение олигархов в Украине. Но Пинчук это проглотил, и таким образом как будто приватизировал этот момент. Неолибералы оказались гораздо хитрее.


Главный куратор Мыстецкого Арсенала Александр Соловьёв сегодня написал заявление об уходе. В своём кратком комментарии ART UKRAINE он сказал: «Цензура - это плохо».