Вацлав Юташ-Зюзин: «В Одессе возникла ситуация изоляции молодого украинского искусства»
Первого июля 2017 года прекратил существование одесский Экспериментальный центр современного искусства «Чайная фабрика», одна из ведущих выставочных площадок города. По просьбе ArtUkraine его экс-куратор Вацлав Юташ-Зюзин рассказал историю основания и развития центра.
Вацлав Юташ-Зюзин
Фото: Полина Карпова
Что послужило толчком к созданию центра?
Для начинающих художников одесской арт-сцены ситуация в 2005-2010 гг. была ужасной. С одной стороны, нас ожидали недоступные выставочные залы музеев с их арендной платой. С другой, существовали галереи, редко переживавшие один-два года работы, несколько штук на миллионный город, для которых мы вообще не представляли никакого интереса.
К 2008-му начали появляться выставочные площадки формата «кушаем-бухаем», общепит, одним словом. К примеру, клуб «Выход», где выставки терялись на фоне музыкальных проектов и алкогольных возлияний. Так сказать, экспозиции безысходности.
Пожалуй, единственный кураторский проект для молодых одесских художников делала Татьяна-Маргарита Сюй в арт-кафе «Чайная роза». Проект был настоящим прорывом, открыл для публики многие молодые интересные имена, которые одесситы знают и сегодня – Саша Рис, Лиза Коваль. И все, других вариантов не было.
Была еще третья сторона вопроса – конфликт поколений. Речь о поколении «мэтров сучарта» или «детей Сороса», сформировавшихся в 1990-е. Увы, ни профессиональных советов, ни эмпатии мы от них не наблюдали – только презрение, пренебрежение и насмешки в наш адрес.
Именно проблема асоциальности художника в обществе, отсутствие понятного обеим сторонам социального языка побудила Дмитрия Банникова инициировать создание ЭЦСИ – самоорганизующейся институции носителей актуального искусства, формирующих собственными усилиями «социальные лифты» и коммуникации с «внешним миром», в то время отсутствовавшие как системное явление.
Что же было дальше?
С начала 2008 года Дмитрий Банников начал искать единомышленников среди одесских художников, что и привело его на бывшую чаеразвесочную фабрику. В то время там функционировала студия художницы Анастасии Кириллиной, ставшая популярным местом у начинающих творцов и околобогемной тусовки. К примеру, ныне популярный скульптор Александр Милов, он же «Мел», Игорь Кувь, основатель одноименного журнала, и другие по необходимости использовали студию Кириллиной для своих проектов.
К декабрю 2009 года Дмитрий Банников арендовал часть бывшего производственного цеха под мастерские и выставочный зал. Открытие ЭЦСИ проходило в экстремальных условиях: отопление отсутствовало, зато присутствовала одинаковая температура по обе стороны двери. Благо, были стены и протекающая крыша, защищавшие от снега и дождя – в то время и это считалось большим достижением.
Чаеразвесочная фабрика в Одессе не работает с 1998 года. ЭЦСИ «Чайная фабрика» образовался 26 декабря 2009 года
Пожалуй, в истории украинской культуры мы были первыми в этом вопросе. «А как же опыт 1990-х, хотя бы «парижская коммуна» в Киеве?» − спросите вы. То были сквоты, закрытые для социальных коммуникаций, доступные лишь узкому «сообществу по интересам». Культурный продукт производился в мастерской художника, традиционно закрытой для широкой общественности. Формировалась тусовка, что само по себе неплохо, но имеет негативные последствия в виде социальной изолированности.
ЭЦСИ предложил иную модель взаимоотношений художника с публикой, где мастерская-студия автора становится публичным пространством, нарушая служившуюся традицию приватной творческой деятельности на закрытой территории. Получилось, что студия-мастерская стала продолжением выставочного зала. Так был найден еще один способ коммуникации в борьбе с асоциальностью художника.
Николай Лукин. Картография памяти. ЭЦСИ «Чайная фабрика», 2011 год
Спонсоров не было ни в момент открытия, ни позже, ни, пожалуй, все время существования ЭЦСИ «Чайная фабрика», мы вообще не входили в их рекламно-спонсорские приоритеты. Смешно, пожалуй, что в то время «благотворительную поддержку» оказывали развлекательным программам ночных клубов в Аркадии. Такая вот она, Одесса.
От частного к общему: выход на всеукраинский уровень…
В первые полгода работы мы были нацелены на развитие региональной арт-сцены, но в процессе выяснилось, что в Одессе не так уж и много молодых художников, а значит, и экспозиционного материала. Это могло стать началом конца всей затеи. Тогда я понял, что надо переходить на всеукраинский уровень.
Но перед нами встала суровая действительность: многие украинские творцы актуального искусства из регионов просто не могут попасть на столичную арт-сцену, которая в то время монополизировала весь художественный процесс в стране. Тогда я поднял вопрос о его децентрализации по немецкой модели.
В то время в Одессе возникла ситуация культурной изоляции молодого украинского актуального искусства – визуально-информационный вакуум, сравнимый с невежеством. Разумеется, это создало условия для «бурной деятельности» и необходимость выполнения множества задач по просвещению публики.
Тарас Ковач. Сон бабочки. ЭЦСИ «Чайная фабрика», 2012 год
В результате все наши выставки открывались с приставкой «впервые» − в Украине, в Одессе, на юге страны: ломография и жлоб-арт (Андрей Ермоленко и Иван Семесюк); галерейный стрит-арт (Шамиль Пташенчук); художественное стекло в актуальном искусстве (Эвелина Тринцолин); политически преследуемая фотография (Пресс-фото Беларуси); популяризация идей ленд-арта, ранее не вызывавших интереса на юге Украины (ленд-арт фестиваль «Мифогенез»). Стоит вспомнить и просветительскую деятельность: презентация польского журнала «Krytyka Polityzcna» и краудфандинговой платформы «Велика Ідея», организация лекций.
Выставка «Пресс-фото Беларуси». ЭЦСИ «Чайная фабрика», 2012 год
Юлиана Алимова. Женщина твое место на кухне. ЭЦСИ «Чайная фабрика», 2012 год
Отдельно отмечу поэтические чтения как форму социального эксперимента, это вскрыло проблему отсутствия взаимопонимания между художниками и представителями других артистических профессий. Результатом стали проекты-коллаборации художников и музыкантов, иногда превращавшиеся в пати; медиапроект «Тон», аудиовизуальный перформанс концертного типа «Желтый звук» на территории Одесского художественного музея (первый в истории украинских музейных институций академического типа).
В дальнейшем возникла необходимость институционного сотрудничества, что привело к проекту «Видео сквот», ставшему параллельной программой фестиваля «Немые ночи» и проекту «Музей снаружи и внутри» совместно с Музеем личных коллекций им. А.В. Блещунова.
А в 2013 году мы получили предложение регионального партнерства от премии для молодых художников Пинчук Арт Центра…
Как вы стали куратором центра?
Куратором ЭЦСИ я стал по необходимости. После окончания художественного училища им. М.Б. Грекова я представлял себя исключительно художником. Но пришлось столкнуться с суровой реальностью «закрытых дверей» и непониманием со стороны выставочных площадок. Как говорится, жизнь заставила. Для реализации своих идей пришлось осваивать паблик рилейшнз, логистику, менеджмент.
Я могу без сожаления сказать, что за три года работы куратором мне удалось реализовать все, что я задумал. Ни одна идея не была упущена, а ведь они приходили очень быстро, по мере актуальности того или иного явления или художественной практики, и их надо было «делать сегодня», ведь «завтра» они потеряют свою актуальность – эпоха «стартап».
К примеру, мой проект популяризации молодых одесских художников, «Новая Одесса», стал критическим ответом амбициозному проекту Анатолия Дымчука «Одесская школа», монополизировавшему представление об одесской арт-сцене и игнорировавшему сам факт существования в городе молодых авторов. Проект «Новая Одесса» был актуален во время осуществления, только как параллель к «Одесской школе», он создавал всеукраинский дискурс на тему одесской арт-сцены, ставшей сезонным трендом 2013 года.
Лена Лапшина (Австрия). Все свое ношу с собой. ЭЦСИ «Чайная фабрика», 2013 год
Почему же в итоге пришлось покинуть «Чайную фабрику»?
На украинской арт-сцене часто появляются люди без художественного образования, считающие, что занятие искусством в формате «два в одном», «я одновременно художник и куратор» − это модно. Они своей деятельностью приносят только пошлость и превратное понимание современного и актуального искусства в целом.
Чаще всего, эти люди просто удовлетворяют собственные фрустрации на предмет «как стать интеллектуалом», чтобы в дальнейшем очаровать работодателя по своим основным профессиям в технической или гуманитарной сфере. В Одессе такие персонажи тоже имелись: Роман Громов, Мария Гончар, Ольга Ланник.
Ольга Ланник в первые три года в ЭЦСИ занималась кураторской работой по принципу хобби, делая один проект в полтора года. Но в какой-то момент ее амбиции победили здравый смысл и превратились в интриги против меня.
Смешно в этой ситуации то, что после моего ухода и получения безграничной кураторской власти в ЭЦСИ, Ольга сделала один или два проходных проекта за полгода и уехала работать в США.
После отъезда в Германию я периодически наблюдал в Фейсбуке за работой ЭЦСИ «Чайная фабрика» и отметил для себя достаточно сильные направления деятельности, как-то: интенсивная лекционная деятельность; серия выставок наивного искусства, кураторский проект Дмитрия Банникова; несколько достаточно интересных проектов приглашенных кураторов. Но были и проекты, лишенные критического обоснования и аутентичности. Хорошо, что их было меньшинство.
Алена Токовенко. Процесс. ЭЦСИ «Чайная фабрика», 2013 год
Как вы считаете, почему закрытие центра не получило общественного резонанса, не было освещено в СМИ?
Редакционная политика отводит минимальное эфирное время на освещение культурных процессов, и журналисты, имея готовый материал, не могут выпустить его в информационное пространство.
Причины просты: для редакций события культуры малоинтересны, так как у этой информации узкая потребительская аудитория, а значит, мало просмотров – что отражается на коммерческой привлекательности для потенциальных рекламодателей.
Вспоминается период предвыборной гонки 2012 года, когда новостные отделы на одесских телеканалах получили задание очистить эфирное время для косвенной рекламы кандидатов – к примеру, сюжет про открытие кандидатом детской площадки. В этот период события культуры вообще не освещались. То есть за полгода − ни одного телесюжета о выставках в Одессе. Так какие могут быть общественные протесты в информационную эпоху, если информация к общественности не поступает?
История ЭЦСИ «Чайная фабрика» завершилась выставкой коллажей молодых художниц Анастасии Петровой и Анастасии Любинской. В настоящее время помещение центра пустует, продолжает работу только «Театр на Чайной», находящийся в том же здании. Но и ему скоро придется переехать: старую фабрику готовят к сносу. Скорее всего, на ее месте вырастет новый торговый центр или жилой комплекс. Дальнейшая судьба детища Дмитрия Банникова остается под большим вопросом.