«2, 4, 24» - закодированые послания Кшиштофа Войцеховского

 

„To collect photography is to collect the world”. Susan Sontag „On Photography” 

 «…собрание этих снимков создано между «серьезными» проектами и каждодневными записями,

появилось во время моих одиноких прогулок, временами в атмосфере близкой к молитве,  

без конкретных планов на использование фото в будущем».

Кшиштоф Войцеховский 

Во времена  революций об искусстве вспоминают, тогда когда оно говорит языком протеста, провоцирует радикальные перформансы или громко декларирует экстремистские идиологемы. Но ограничиваться только баррикадной риторикой – обеднять полноту бытия.

Открытие экспозиции выставки Кшиштофа Войцеховського случайно совпало с «жаркими днями» декабря. Еще в сентябре выставку предложил провести в Ивано-Франковском ЦСМ львовский фотограф Андрей Бояров, но организационные моменты затянулись. На фоне того, что творится на главной площади страны, еще интереснее прочитывается отстраненная художественная позиция художника концептуалиста из Польши. Тем более, что подобными художественными поисками в Украине никто не занимался - отказ от документалистики за счет создания тотальной артистичности. Документальная ценность фотографии уступает место художественности замысла. Размышления европейского интеллектуала, который по-философски переосмысливает жизненный быт, без постмодернистского цинизма, а наоборот, привлекая внимание и интерес к привычному, утверждая веру в жизнь, а следовательно порождая надежду, поэтому нам и интересны.

Фрагмент экспозиции

Произведения Войцеховского лишены экономической политкорректности - художник не заботится о вкусах зрителя. Его искусство утонченное, но скучное, изысканное, но неэпатажное, черно-белое, а не пышно-барочно-цветное (даже скорее протестантское, чем католическое). Кто у нас решается фиксировать незаметное течение времени, а не «актуальность» события, холод материи, а не эмоциональную выразительность, быт повседневности, а не пафос созидания истории? Надо быть глупым, чтобы фотографировать кухонную утварь, а не шлемы полиции. Чувствуете позицию в отсутствии героизма и тотальном нежелании создавать эпическое?

Нынешняя выставка фото «2, 4, 24» включает в себя более 70-ти работ. Версии проектов - «Двойные снимки» (серия «2» и серия «4»), а также распечатки проекта «Самурайские коллекции» (серия «24»). «Двойные снимки» («2») - это фотографии, которые физически расположены на соседних негативах пленки, то есть тот же объект снят в следующем кадре с небольшим отступлением во времени и пространстве (ни одна из этих «пар» не создана искусственно, или «после») и распечатаны на одном листе бумаги. Именно этот «сдвиг» добавляет предмету своеобразной объемности, трехмерности, дополнительной «физичности». Серия «Тривия» («4»), каждая из работ которой состоит уже из четырех фотографий, еще более наглядно демонстрирует текучесть времени, изменчивость объектов, бесперерывность распада и неумолимость нового рождения. В серии «24» (другое название - «Самурайская коллекция», от названия фотокамеры Yashica-Samurai, которая позволяет легко выполнять такие серии) - раскадровка каждой работы увеличивается до двадцати четырех. Работы датированы и 70-ми и 2000-ми годами.

Кшиштоф Войцеховский, Серия «2», «Двойные снимки» 

Кшиштоф Войцеховский, Серия «2», «Двойные снимки» 

Войцеховский не ставит перед фотографией невозможных или даже сложных заданий, не выстраивает эффектные многофигурные композиции, не заглядывает в таинственную глубину души портретируемого, зато ставит вопрос о фактических возможности фотографического медиума. Через съемку статических фрагментов бытия художник доносит осознание (делится опытом) о том, что реальность в своей целостности не поддается фотографированию - удается выхватить лишь незначительные детали, которые не дают представления о целом.

Перманентная фотография. Повторение повторяющегося - выбраная художником прямолинейная стратегия, безапелляционно творит новую действительность. Иногда кажется, что тебя провоцируют поиграть в игру - поискать различия в почти одинаковых изображениях. Фотографируется все вокруг, кажется, без выбора. Захват, фиксация, остановка, замораживание времени, состояния, бессобытийность - основные художественные стратегии художника. В основе эстетики фотографии лежит подчеркнутая демонстрация ее ограничений. Простые вещи, бытовые предметы, безатракцийные ситуации, пейзажи лишены напряжения и пафоса. При посредничестве этих предметов, их простоты, материальности проявляется сложность видимого мира, таинственность и неуловимость света, глубина темноты.

Кшиштоф Войцеховский, Серия «4» («Тривия»)

Отсутствующая четкая авторская манера - способ максимально приблизиться к действительности. Простая, доступная изобразительная речь выбрана для создания глубокого послания. Отсутствие названий, или весьма банальные определения, которых могло и не быть. Мир, который нас окружает, прославляет зримые образы и выбрасывает их в небытие. Новые предметы не создают новых смыслов и способов понимания мира. Напротив, они имеют склонность быстро исключать себя и способны создавать дополнительное расстояние, вызванное их кратковременным существованием. Многократное повторение образов изображений одного объекта демонстрирует пределы новой реальности, размывает понятие времени, создавая очередные объекты. Иллюстрирование предметно-временных сдвигов. Фотографии составляют своеобразный вид расчета с прошлым.

Творчество художника, как конкретного поэта имеет интеллектуальное измерение. Художник вовлекает зрителя в гипнотическую визуальную игру, опираясь на его ассоциации и привычки. Он ищет смысла при помощи сравнений, разоблачающих обман зрения, вводя дисонанс в устоявшиеся схемы мышления. «Увеличиваются также и измерения, мультиплицируются подходы к самой действительности - автор важно, но иногда с легкой иронией, создает описания, списки, типологии и классификации вещей, объектов и событий, составляет из них энциклопедию и собирает «коллекцию реальности», о чем говорит он сам в выборе эпиграфа к своей экспозиции», - Андрей Бояров, куратор выставки.

Кшиштоф Войцеховский, Серия «24» («Самурайская коллекция»)

Кшиштоф Войцеховский, Серия «24» («Самурайская коллекция»)


Кшиштоф Войцеховский, Серия «24» («Самурайская коллекция»)

Кшиштоф Войцеховский родился в 1947 году в Варшаве, фотограф, автор мультимедийных проектов, переводчик. В начале 70- х годов соучредитель легендарной галереи «Ремонт». С конца 1970-х годов участник многих групповых и индивидуальных выставок в Польше и за рубежом – среди которых  большая ретроспектива в Центре Современного Искусства «Замок Уяздовский» в Варшаве (2009), в киношколе в Лодзе (2012), коллективный показ «Польская концептуальная фотография» в Берлине (2011).

Откровенно минималистичное, «бедное» искусство, где средства и язык выражения служат второстепенными вещами, техническим приложением. Важным становится сосредоточение внимания на предмете. Любая простая бытовая вещь возвышается художником в «изысканный образ», что помогает своей невозмутимостью наблюдать течение - своеобразный анализ времени, которое избрано материалом для фиксации в художественном процессе – текучесть, которая позволяет регистрировать изменения.

Фрагмент экспозиции

Фотография становится доказательством утопической человеческой деятельности, подчеркивает  абсурдность человеческой жизни, хотя и пытается уловить в потоке бесконечности зерна смыслов, становится эстетическим, экзистенциальным, даже поэтическим обращением. Снимки содержат не только вопрос о сущности фотографического медиума, но в простой и отважный способ ставят основные и наиболее сложные вопросы - о природе бытия, о загадке продолжения и быстротечности жизни.

Франковск не проявляет излишнего внимания к подобным высказываниям. Видимо и во Львове ситуация с посетителями и пониманием выставки была подобной. Зато, на мой взгляд, обзор этих фото - очень удобная оказия отстраниться от повседневности и помедитировать о другом.

На самом деле, художник - вечный революционер. Поэтому, когда на дворе баррикады, остается вспомнить, откуда они взялись.

P.S. Выставка продлится до конца января.

 

 

Анатолий Звижинский