Весна. Мадрид. ARCO
Если Вы устали от холодной, хмурой зимы и не можете ждать, пока весна поделится с Вами теплом, но еще не готовы купаться в море, выбирайтесь в последние дни февраля в Мадрид. Здесь Вас ждет не только открытое чистое небо, но и заливное весеннее солнце, море высаженных цветов, пробивающаяся зелень и, наконец — важное событие года для Испании и мира — Международная ярмарка изобразительного искусства ARCO.
Knopp Ferro. Вид экспозиции
Конечно, ARCO — это не Art Basel. Но в десятку лучших ярмарок входит, уступая место лишь Frieze в Лондоне, The Armory Show в Нью-Йорке, Art Basel в Майами и, возможно, FIAС в Париже. Хотя, последнее сравнение, скорее, в пользу ARCO.
Испанцы — большие ценители искусства. Они дали миру Диего Веласкеса, Франсиско Гойю, Франсиско де Сурбарана, Сальвадора Дали и, наконец, самою яркую фигуру в искусстве ХХ века — Пабло Пикассо. А еще у них есть музей Прадо, который по качеству коллекции может сравниться с Лондонской картинной галереей и даже с музеем Метрополитен в Нью Йорке. Нельзя не вспомнить и коллекцию семьи Тиссен, которую испанское правительство разместило в палаццо герцогов Вильяэрмоса в центре Мадрида. Собрание, равных которому трудно отыскать. Теперь эта коллекция не только входит в туристическую инфраструктуру столицы, но и стала своеобразным методическим пособием по истории искусств для всех испанских детей, начиная с 4-х летнего возраста. Систематическое посещение залов коллекции Тиссен-Борнемиса, часть которой выстроена в залах по академическому принципу (здесь выдержана последовательность появления стилей в европейском искусстве), может служить наглядным пособием для всех, кто хочет понять, как развивалось искусство. Ну а детей начинают здесь с ранних лет учить различать цвет и форму, чувствовать и понимать искусство. Я сама была свидетелем того, как специально подготовленные экскурсоводы рассказывают очень маленьким детям, какой отзвук должен появиться в их душе от встречи с совершенством.
При наличии такого богатства и благодаря традиционному чувству стиля, испанским деятелям искусства совсем не трудно было превратить ARCO в ведущий ярмарочный тренд.
Есть еще один аргумент в пользу ARCO – это сопутствующие ему культурные мероприятия, которые не в последнюю очередь являются мотивом для многих любителей посетить Мадрид в дни работы ярмарки. Это, прежде всего, выставки в Прадо и Тиссен-Борнемиса, которые можно рассматривать в качестве самых привлекательный событий года. В Прадо в этот период была открыта, пожалуй, самая большая и интересная по концептуальному замыслу выставка «Гойя в Мадриде». В ней тоже присутствовал элемент дидактики. Кажется, после просмотра этой экспозиции каждый сможет безошибочно назвать этапные работы Франсиско Гойи. Этюды, эскизы, работы его современников, которые близки художнику по технике духу, были выстроены так, чтобы подчеркнуть важные для Гойи элементы письма.
Jonatan Monaghan. "Who Art in heaven" (2009)
Параллельно в музее Тиссен-Борнемиса проходили еще три выставки. Первая — француза Рауля Дюфи. В арсенале этого художника есть практически все стили ХХ века: от фовизма, конструктивизма до неомодернизма. Дюфи, развивая себя, под влиянием времени и моды проходит через все стили, его персональный почерк очевиден. Его творческая линия показательна для всякого, кто реагируя на изменения в жизни, хочет жить в ногу со временем.
Другая выставка — Поля Дельво — персональная, и представляет творчество одного из самых знаменитых бельгийских художников-сюрреалистов. Главная тема его творчества — отношения между женщиной и женщиной, между женщиной и мужчиной. Основной мотив — тоска по любви. На выставке представлены произведения из частных коллекций и музеев Бельгии. Использование работ из частных коллекций для всевозможных тематических и персональных ретроспектив расширяет возможности экспозиции и помогает представить широкий контекст творческого наследия художника. Этот опыт не мешало бы и нам в Украине позаимствовать.
В специально разработанной VIP-программе для коллекционеров за два дня до открытия ярмарки было предусмотрено бесплатное посещение этих интересных и качественных выставок. Следующий день был не менее насыщен. Несколько открытий, прием в посольстве Колумбии, фокус на которую избрал в этом году АRCO, приватные обеды и ужины для избранных, организованные ARCO, аукционными домами, галереями. И это не просто праздные встречи, это предварительная работа, перед началом самого интересного — ярмарки.
Jorge Mayet. Untitled (2014)
Меня лично очень порадовала АRCO. Она отличается от других европейских аналогов, в том числе и от FIAC, изысканной подачей и открытостью новому. Избранный в качестве определяющего эстетику всего шоу фокус на Колумбию, позволил не только расширить "ассортимент" имен, но и ввел в контекст современного искусства некоторые новые оригинальные формы. А еще мне понравилось, что на ARCO отдают предпочтение местным испанским галереям. Для хорошей молодой галереи — это путь к известности, ведь ARCO, как одна из трендовых ярмарок, собирает самых влиятельных коллекционеров, музейщиков, критиков и экспертов.
Если все-таки попытаться обобщить впечатления, то, наряду с акцентом на испанские и колумбийские галереи, ярмарка выглядела достаточно однородно и современно. При наличии интересной живописи, концептуального искусства, графики и скульптуры, практически в каждом боксе имелись объекты, организующие всю экспозицию в общем ключе. Инсталляции, объекты, элементы дизайна, сами стены — все участвовало в экспозициях, создавая общий довольно гармоничный ансамбль.
Joseph James. "Mesh" (2015)
Еще один важный момент, на которой невозможно не отреагировать — это цены. Я не стану приводить примеры работ с миллионными прайсами. Их можно найти на любой приличной ярмарке. Меня интересовало качество и низкая цена. И именно это я нашла на ярмарке. Хорошие вещи, довольно перспективные в смысле художественной ценности и возможного роста цен, стоили от 5000 тысяч евро. Таким образом, организаторы привлекают к коллекционированию новых молодых клиентов. VIP-зал для коллекционеров и галеристов был построен Zara Home cпециально для ARCO. Это самодостаточная инсталляция из деревьев, беседок и увядающих цветов на огромной клумбе, похожей на свежую могилу, выглядела как самостоятельный арт-проект.
Инсталляция "Zara Home"
Но нам с моей подругой Елизаветой хватило одного дня для ARCO. Лиза — фотограф и художник, и я, с ее согласия, использую ее фото для журнала. У нас оставалось только полтора дня, чтобы вдоволь насладиться весенним Мадридом. Мы осмотрели замок и прилегающий к нему дворцовый сад, затем наша местная подруга провела нам экскурсию по Мадриду, обращая наше внимание на различные строения последних столетий, которые рассказывают об истории Мадрида. Мы увидели центральные улицы с небоскребами начала ХХ века, местный модерн, в котором переплелись европейские и марокканские сюжеты, помпезные строения времен Франко, амфитеатр для боя быков и многое другое. В конце нашей прогулки мы решили выпить по бокалу вина на самой людной пешеходной площади с множеством забегаловок с тапас и местными закусками.
Lina Lopez and Francois Bucher. "La duracion del presente.Jardin de la consience"
Но главные наши открытия произошли в предпоследний день. Мы обошли центр пешком. Различные архитектурные вкрапления из разных эпох соединены здесь вполне органично. Маленькие безлюдные улочки все равно приведут к людным ярмарочным площадям. Я не помню их названия, но, кажется, мы постоянно заныривали в какие-то дворики и затем снова оказывались на площади с массой аниматоров, навязчивых торгашей и веселящихся людей. Наша цель была — найти Сан Мигель. Красивый, полностью прозрачный, оформленный стеклом рыбный рынок в ланч-тайм собирает всех в округе. Здесь за прилавком можно съесть прямо при Вас приготовленную рыбу, моллюсков, устриц, запивая их местным домашним вином. Но нам не повезло. Порядка в очереди не было и официанты выполняли заказ только тех, кто громче кричал. Громкоголосость — отличительная черта всех жителей средиземноморья, и испанцы в этом смысле не исключение.
Немного расстроившись, мы пошли дальше просто наугад. И как не странно, набрели на очень типичную забегаловку с тапас, где ела только местная публика. Здесь нас приняли по-царски. С большим трудом удалось съесть все, что нам предложили попробовать. После обеденного отдыха мы отправились в городской парк Буэн Ретиро. Весеннее солнце не очень теплое, хотя и яркое, поэтому при температуре 18 градусов, здесь было очень комфортно гулять.
Сначала мы посетили Хрустальный Дворец, где специально к ARCO был реализован проект двух австралийских художников — Джанет Кардифф и Джорджа Бареса Миллера.
Если с выставки изъять объект и поместить его в неспециализированное пространство, то звучание работы меняется. Происходят настоящие метаморфозы сознания: грань между искусством и реальностью словно стирается, и вместо умной внятной идеи, которая могла привлечь внимание любого любителя, ты видишь нечто пугающее. Мы наблюдали за удивлением публики, заглядывающей через окна в домик на колесах – некую модель завершенного мира, поперек которого лежит в натуральную величину муляж женщины. Она спит или умерла. Не ясно. Вокруг же разыгрывается множество параллельных сюжетов или настоящая драма жизни.
Дальше — красоты парка. Парк — достопримечательность и за ним ухаживают особенно тщательно. Аллеи с искусно подстриженными деревьями, озеро, где катаются на лодках, а расслабленные люди, прогуливаются по аллеям или загорают прямо под монументами или парковыми скульптурами. Много играющих детей. Наша местная подруга сказала, что мадридцы очень любят детей и очень ответственны перед ними и перед соседями...
Каждая порядочная мама ежедневно должна отвести свое чадо в парк, хотя бы на два часа. Здесь роскошные детские площадки и очень важно, чтобы социализация ребенка происходила в комфортных условиях, в окружении ровесников и природы. Когда же такие парки и правила появятся в Украине?
Хрустальный дворец
Напоследок нельзя не вспомнить замечательный рыбный ресторан La Trucha. Там мы ели все — от водорослей до моллюсков и заканчивая рыбой. Пили шампанское и думали о том, как хорошо прогуляться по работе на ARCO — одну из самых элегантных арт-ярмарок Европы, и встретить весну в таком невероятно красивом и богатом культурой городе. Спасибо, Мадрид и ARCO.
Фото – Людмилы Березницкой, Елизаветы Беризовской